Растения могут заменить шахтёров на рудниках

Учёные исследуют возможность добычи металлов с помощью растений

Специалисты Йоркского университета (Великобритания) совместно с коллегами из ряда других научно-исследовательских центров исследуют возможность добычи металлов платиновой группы с помощью растений, сообщает научно-популярный сайт Alpha Galileo.

Суть технологии состоит в том, что в рудничных отходах при добыче других полезных ископаемых накапливается довольно большое количество частиц платиновых металлов. Затем, будучи в составе всякого рода отвалов и терриконов, эти металлы могут быть усвоены такими растениями, как ива, кукуруза или горчица (всего учёные выделяют около 400 подходящих видов в 40 семействах), и остаться там в форме наночастиц. Последние, в свою очередь, можно извлечь либо просто использовать обработанный растительный материал с их содержанием в качестве катализатора в химической промышленности.

Группа под руководством профессора Джеймса Кларка (James Clark), директора Центра зелёной химии Йоркского университета, в ходе своих экспериментов использовала особый режим обогрева, который способствовал отложению металлов в клетках растений.

«Катализ сейчас всё активнее используется в промышленных процессах, и особенно в сфере контроля над выбросами вредных веществ, учитывая рост спроса на «чистые» автомобили. А «зелёные шахтёры» вполне могут обеспечить устойчивые поставки достаточного количества каталитически активных металлов», – говорит Кларк.

По словам учёных, до недавнего времени обработка отходов горнодобывающей промышленности чаще всего считалась невыгодной.

Помимо британцев, в проекте участвуют специалисты из Йеля (США), университета Британской Колумбии (Канада) и университета Месси (Новая Зеландия). Финансируется он Инициативой исследовательских советов «Большой восьмёрки».