Официально:

Петр Николаевич Горлов. 11 мая 1839 года – 20 ноября 1915 года. Русский инженер-геолог, общественный деятель. Его именем назван город Горловка.

 

Неофициально:

 

1. В 1932 году город Горловку планировали сделать административным центром Донбасса, но уполномоченный по этому вопросу Лазарь Каганович поразился непролазной грязи возле шахты «Кочегарка» и принял иное решение. Поселок, а с 1916 года и город Горловка получила имя горного инженера Петра Горлова еще при его жизни – по огромным его инженерным заслугам.

           

2. Обладатель «именного» города родился за тысячи километров от открытого им месторождения каменного угля – в Иркутске.

 

3. Отец Петра Николаевича, действительный статский советник и председатель Иркутского губернского правления, грешил вольнодумством, дружил с реформатором Сперанским и декабристом Батеньковым. Терпение начальствf иссякло, когда Горлов-старший самовольно облегчил режим декабристов. Уволившись от службы Горлов открыл в Измайлове под Москвой фабричку по производству шерстяной пряжи.

 

4. Именно на фабрике отца маленький Петя впервые увидел сложные машины. И навсегда прикипел к технике.

 

5. Имя Петра Горлова занесли на Золотую доску Санкт-Петербургского института Корпуса горных инженеров –  как всех, кто окончил эту кузницу российских инженеров с золотой медалью. 

 

6. Блестящему выпускнику сыскали работу в «Русском обществе пароходства и торговли», где Горлов живо принялся постигать горное дело на практике.

 

7. Потом карьера Горлова сделала резкий кульбит: его представили российскому Вандербильту – промышленнику и финансисту Самуилу Полякову. Он нанял Горлова директором строительства первой железнодорожной магистрали в Донбассе.

           

8. Перед началом стройки провели геологоразведочные работы. И – рядом с трассой на берегу реки Корсунь обнаружили мощное месторождение каменного угля. Позже, в книге «История горно-заводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи в 1696 –1859 годах», Петр Горлов рассказал, что он изучил книгу французского горного специалиста Ле-Пле: «На приложенной к книге карте нанесены места выходов пластов на поверхность и проведены границы юго-восточной части... Она меня привела к месту, на котором раскинулась Горловка...». 

           

9. Железную дорогу выстроили в рекордные сроки. Она открыла углю Донбасса дорогу на рынки России и Европы. А в самом Донбассе Пётр Николаевич предложил построить металлургический завод и для него специально – каменноугольный рудник.

 

10. Для рудника, получившего название Корсунская копь №1, Горлов лично ездил заказывать технику в Бельгию. На этой шахте впервые применили потолочную систему добычи каменного угля с закладкой выработанного пространства, что дало возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов, которая широко используется и в наши дни.

 

11. Вокруг Корсунской копи №1 вырос поселок для рабочих – вот его со временем и назвали Горловкой. А шахту в советское время переименовали в «Кочегарку».

 

12. Уже в 1879 году тысяча шахтеров добывала в Горловке  5 000 000 пудов угля. А годом раньше по предложению Горлова открыли первое в Донбассе техническое учебное заведение – Горное училище.

 

13. Горлов любовно обустраивал город своего будущего имени: Петр Николаевич участвовал в строительстве народной библиотеки, больницы, школ, церквей.

 

14. За успехи в развитии каменноугольной промышленности и за прочую деятельность по обустройству города Горлова произвели в чин статского советника и  наградили орденом  Святой Анны II степени.

 

15. В 1883 году Петр Николаевич по просьбе друзей подписал вексель на крупную сумму для замены насоса на Корсунском руднике, и это практически разорило Горлова. Погасив вексель, Горлов вместе с семьёй перебрался в Харьков.

 

16. Пётр Николаевич Горлов  много способствовал украшению Харькова: по его проектам там выстроено здание городской биржи, водопровод и конно-железная дорога.

 

17. До глубокой старости Горлов трудился на разных поприщах от Кавказа и Владивостока, где обустраивал и открывал месторождения, до Средней Азии, где решал проблемы с водой.

 

18. Не отрываясь от практической деятельности, Петр Николаевич написал и опубликовал целый ряд трудов, посвященных проблемам угольной отрасли. В роботе под названием «Петербург Невы еще не знает» он решил проблему снабжения питьевой водой жителей Санкт-Петербурга.

 

19. У Петра Николаевича Горлова и дочери французского подданного Софии Петровны Миллер было семеро детей. Четверо из них стали актерами, а средний сын – Петр известен как один из организаторов Ленинградского театра юного зрителя.

 

20. В честь замечательного русского инженера помимо города названы еще два горных перевала и хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня.