0 комментариев 2533

"Луноход-1" - первый советский самоходный космический аппарат

К 75-летию атомной промышленности. «Луноход-1» разместили на поверхности Луны 17 ноября 1970 года с помощью космического корабля Луна-17

Исследования космического пространства набирало обороты. Мы уже стали первыми, кто полетел в космос, облетев вокруг Земли (Ю.А. Гагарин – 1961г.), и вышли в открытое космическое пространство (А.А. Леонов – 1965 г.). Пришло время двигаться дальше, и в 1970 году на Луну был отправлен первый самоходный лунный аппарат – «Луноход-1», работающий в рамках советской программы «Луноход» на автоматической основе. «Луноход-1» разместили на поверхности Луны 17 ноября 1970 года с помощью космического корабля «Луна-17».

Проектированием самоходного лунного аппарата занималось конструкторское бюро химкинского машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина под руководством Григория Николаевича Бабакина, а самоходное шасси для Лунохода было создано во ВНИИТрансМаш под руководством Александра Леоновича Кемурджиана.

Георгий Николаевич Бабакин. Источник - Википедия

Григорий Николаевич Бабакин.

Источник - Википедия

Александр Леонович Кемурджиан. Источник - Википедия

Перед советскими учеными и конструкторами при разработке и создании первого автоматического лунохода встала необходимость решения комплекса сложных проблем. Надо было создать совершенно новый тип машины, способной длительное время функционировать в необычных условиях открытого космоса на поверхности другого небесного тела.

Составные части космического аппарата "Луноход-1"

Нажмите на изображение, чтобы увеличить

Источник - "Луноход-1"

Основные задачи, которые стояли перед советскими учёными, заключались в следующем: создание оптимального двигателя с высокой проходимостью при малых массе и энергопотреблении, обеспечивающего надежную работу и безопасность движения; создание систем дистанционного управления движением лунохода; обеспечение необходимого теплового режима с помощью системы терморегулирования, поддерживающей температуру газа в приборных отсеках, температуру элементов конструкции и оборудования, расположенных внутри герметичных отсеков и вне их (в открытом космосе в периоды лунных дней и ночей), в заданных пределах; выбор источников питания; материалов для элементов конструкции: разработка смазочных материалов и систем смазок для условий вакуума и многое другое. Сама работа «Лунохода-1» состояла в изучении топографии местности; определении химического состава и физико-механических свойств грунта; исследовании радиационной обстановки на трассе перелета к Луне и на ее поверхности; изучении рентгеновского космического излучения; экспериментальных действиях по лазерной локации Луны.

Благодаря команде Центра управления, в состав которой входили командир, водитель, штурман, оператор и бортинженер, «Луноход-1» дистанционно отправлял на Землю лунные телевизионные изображения и телеметрическую информацию о поверхности Луны.

Станция «Луна-17» и «Луноход-1» установили рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами Международной авиационной федерации:

• Абсолютный мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности и мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности в классе «С»;
  • мировой рекорд максимальной массы автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны в классе «С»;
  • мировой рекорд общего расстояния, покрытого самодвижущимся аппаратом на поверхности Луны в классе «С»;
  • мировой рекорд скорости движения автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны в классе «С»;
  • мировой рекорд продолжительности активных действий самодвижущегося аппарата на поверхности Луны в классе «С» (3390 час 36 мин).

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Источники: превью и слайд