Уилбер и Орвилл Райт – два брата-американца, которые сконструировали первый самолёт с двигателем внутри, управляя им находясь на борту. Общей целью братьев Райт было изучение вопросов управления летающими аппаратами на длительные расстояния. Самое известное достижение братьев Райт стало открытие трёх осей вращения самолета, суть которой была в следующем – во время полёта самолёт описывал сложную траекторию в пространстве. Эта система координат работала одновременно при движении и вращении вместе с самолётом. С её помощью пилоты могли эффективно управлять самолётом и держать его равновесие на протяжении всего полёта. Такой метод стал основным при конструировании современных самолётов. Для своих разработок братья Райт часто выполняли эксперименты с аэродинамической трубой, что давало им большое количество данных для проектирования и построения более эффективных крыльев и пропеллеров. Метод управления и балансировки путем перемещения веса тела летчика в работах Шанюта, Лилиенталя и Пилчера братьев Райт полностью не удовлетворил, поэтому они работали над совместными начальными разработками. 

Воздушный змей братьев Райт 1899 года: виды спереди и сбоку, видны средства управления. Перекос крыла виден на нижнем рисунке. (рисунок братьев Райт в Библиотеке Конгресса)

Воздушный змей братьев Райт 1899 года: виды спереди и сбоку, видны средства управления. Перекос крыла виден на нижнем рисунке. (рисунок братьев Райт в Библиотеке Конгресса)

Нажмите на изображение, чтобы увеличить 

Уилбер Райт (Wilbur Wright)

Уилбер Райт (Wilbur Wright)

Орвилл Райт (Orville Wright)

Орвилл Райт (Orville Wright)

В июле 1899 года Уилбер Райт проводит первые испытания полутораметрового воздушного змея на перекашивание крыла. В ходе эксперимента одна сторона крыла получала большую подъёмную силу и поднималась, а сам аппарат начинал поворачиваться в направление более низкого конца. Процесс перекашивания Уилбер выполнял с помощью четырех прикрепленных к воздушному змею тросов. Этими тросами учёный выполнял различные движения, и крылья аппарата поворачивались вправо или влево соответственно.

Уже в 1900 году в долине Китти-Хоук, Северной Каролины, начались первые испытания с управляемыми планерами. Точное место экспериментов братья никому не сообщали, чтобы журналисты и местные жители не узнали о пробных запусках аппаратов. Испытания продлили несколько дней. Изначально основным грузом на борту были мешки с песком и цепи. На первых запусках братья Райт испытывали систему перекашивания крыла, управляя планером с земли. Тем не менее точного получения данных не удавалось получить – нужен был пилот, который бы лежал на нижнем крыле, что позволяло уменьшать аэродинамическое сопротивление. С таким положением внутри аппарата они выполняли свои полёты последующие 5 лет. Желание увеличить подъёмную силу привело братьев Райт к новой конструкции. В 1901 году они построили новый планер, который имел большую площадь крыла, что увеличивало число предназначенных полётов. Тем не менее, планер оставил две большие нерешённые проблемы. Во-первых, он смог обеспечить только приблизительно одну треть расчётной подъёмной силы, а, во-вторых, не всегда мог своевременно реагировать на перекашивание крыла, поворачивая его в противоположном направлении.

Проведя работу над новыми данными, Райты в 1902 году создали новый планер, сделав его профиль более плоским с уменьшенным изгибом крыла. У предыдущего аппарата крылья были намного больше, что не позволяло добиться желаемого результата. Поэтому братья пришли к новой разработке, данные которой были предварительно получены на испытаниях в аэродинамической трубе. Эти же данные они и использовали в дальнейшем. Всего было выполнено на планере 1902 года от 700 до 1000 полётов, где самый длительный продолжался 26 секунд с дальность 190 метров. 

В 1903 году пришло время планера со встроенным двигателем «Флайнер-1». Аппарат имел новый пропеллер диаметром 2,6 м и лопасти, сделанные из трёх склеенных кусков ели. Первый полёт совершил Орвилл, он пролетел 36,5 метра за 12 секунд. Следующие два были длиной примерно 52 и 60 метров, совершённые Уилбером и Орвиллом соответственно. Их высота была около 3 метров над уровнем земли. Все свои предварительные расчеты во время экспериментов и последующие итоговые результаты при полётах с двигателем братья Райт фиксировали в записных книжках.

Слева — планёр 1901 года, управляемый Уилбером (слева) и Орвиллом. Справа — планёр 1902 года, управляемый Уилбером (справа) и Дэном Тэйтом, помощником.

Слева — планёр 1901 года, управляемый Уилбером (слева) и Орвиллом. Справа — планёр 1902 года, управляемый Уилбером (справа) и Дэном Тэйтом, помощником

Первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 года, пилотирует Орвилл, Уилбер — на земле. Фотография Джона Т. Дэниелса

Первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 года, пилотирует Орвилл, Уилбер — на земле. Фотография Джона Т. Дэниелса

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. 

Изображения - Википедия