Международной группе ученых на основе данных аппарата Cassini впервые удалось наблюдать процесс магнитного пересоединения на Сатурне и мощные взрывные выбросы энергии в этот момент, с которым также предположительно связана внутренняя плазмопотеря на планете. Статья опубликована в журнале Nature Physics.

Магнитный «пузырь» Сатурна, магнитосфера, защищает его от воздействия солнечного ветра. Однако в момент так называемого магнитного пересоединения, когда происходит перезамыкание магнитных линий, вещества из космического пространства могут проникать в атмосферу планеты и наоборот. Этот процесс ранее никогда не удавалось наблюдать напрямую, сейчас же ученые нашли подтверждение и подробности в данных, полученных с Cassini. Причем процесс оказался куда более долгим по времени и сильным, чем считалось ранее, и потери плазмы оказались намного больше предсказанных.

По словам руководителя исследования Криса Эрриджа (Chris Arridge) из Ланкастерского университета, новые данные, возможно, помогут решить одну из загадок, связанных с Сатурном и его спутником Энцеладом. Речь о загадочных струях, зафиксированных в районе южного полюса Энцелада, они вырываются из-под поверхности со скоростью около 100-300 км/с. Ученые полагают, исходя из новых данных, что этот процесс может быть связан как раз с мощным действием магнитосферы Сатурна — теперь мы знаем, что оно достаточно сильное, чтобы влиять на ближайшее небесное тело.

Также изучение процесса магнитного пересоединения на Сатурне позволит разобраться и с аналогичными процессами и их влиянием на других планетах.