Прирожденные навигаторы

Ежегодные перелеты птиц ― явление, известное людям с глубокой древности, но до сих пор не до конца понятое учеными.

Ни один прибор, созданный человеком, по точности и безотказности не может сравниться со способностью птиц к навигации. Они умеют по-своему истолковать положения солнца и звезд, не теряются в сплошной облачности, не сбиваются с пути ураганом, используют попутный ветер и с точностью до метра из года в год находят свое гнездо. Как они это делают? Ученые предполагают, что у птиц есть органы чувств, которых не просто нет у человека – но мы даже не можем их себе представить. Что помогает крошечному зяблику ощущать пространство и время?
О загадках птичьих миграций – явлении, известном людям с глубокой древности, но так и не понятом до конца, рассказывает Вадим Гаврилов – орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник биологического факультета МГУ им. Ломоносова.

Со времен Аристотеля и Плиния миграции птиц были предметом споров ученых. На рубеже XIX и XX был изобретен метод кольцевания – и тогда начались первые откровения о птичьих трассах. Ученые спорили о том, как летят птицы – широким фронтом или «узкими ручейками» по пролетным путям? Когда и как возникли миграции? Отражают ли они исторические причины, повторяя условия далеких эпох, или их вызывают причины дня сегодняшнего?  Как птицы ориентируются при дальних перелетах? В изучении миграций птиц вопросов до сих пор остается больше, чем ответов.

- Подросшие за лето выводки воробьиных птиц, начинающих свою первую миграцию, летят отдельно от стай взрослых птиц, и никто не показывает им, куда нужно лететь. И тем не менее, они успешно достигают места зимовки. Как? Мы до сих пор не знаем.

- Если  увезти самого обыкновенного зяблика в закрытой клеточке на десяток километров от родного гнезда – он возвращается к нему спустя несколько часов – и при этом ему не нужно подниматься выше леса – он перемещается на уровне древесных крон. Мы достоверно знаем сейчас только то, что в обратный путь он пустится, когда минует полдень – того же дня или следующего. Как он находит дорогу?

- Птицы удивительно ориентируются в направлении полета, не сбиваясь ни днем, ни ночью – и ученые предполагают, что магнитное поле земли они могут ВИДЕТЬ – не так, как мы, а в неизвестных и непонятных нам до сих пор образах, которые мы не можем себе представить.

вадим гаврилов миграция птиц орнитология перелеты птиц христиан мортенсен