В Перми создают приборы для индустриальных исследований в космосе

Приборы, созданные учёными ПГНИУ, будут служить для изучения возможности создания на орбите высококачественных кристаллов для микрочипов и других устройств

Учёные Пермского государственного университета (ПГНИУ) создают приборы для изучения физики жидкостей, магнитных наножидкостей и газов в невесомости. Исследования, проведённые с помощью этих приборов на борту МКС, космического аппарата «ОКА-Т» и транспортного корабля «Прогресс», могут приблизить перенесение высокотехнологичных производств с Земли в космос, так как направлены на изучение возможности создания на орбите высококачественных кристаллов для микрочипов и других устройств, сообщили в вузе.

«Эти разработки имеют высокую практическую значимость», – отметил руководитель проектной группы, заведующий кафедрой общей физики ПГНИУ Геннадий Путин.

По его словам, подобная космическая фабрика будет обладать высоким качеством продукции и производительностью. Как пояснили в пресс-службе университета, производство кристаллов в земных условиях трудоёмкое и затратное, а выход небракованной продукции крайне мал – около 10 процентов. По мнению учёных, если этот процесс перенести в космос, то процент небракованного сырья для микрочипов вырастет до 90.

Коллектив кафедры общей физики ПГНИУ был приглашён к участию в Федеральной космической программе России в апреле 2013 года, а в июне представители Ракетно-космической корпорации «Энергия» подписали соглашение о сотрудничестве с вузом.

В частности, создаваемый в рамках этого сотрудничества космический аппарат «ОКА-Т» будет представлять собой свободно летающий автоматический спутник, на котором будут проводиться научные исследования в разных областях науки (физики, химии, биологии и медицине) без участия человека.

«Сейчас не хватает модулей для проведения лабораторных исследований. Свободно летающий спутник сможет обеспечить «чистоту» эксперимента, поскольку повседневная жизнь космонавтов может повлиять на результаты опытов», – пояснил профессор Путин.

Источник: www.psu.ru, www.tass-ural.ru