После двухгодичного перерыва БАК вновь готовится к работе. Он должен разогнать элементарные частицы на новых, более высоких скоростях. Перед тем как столкнуться друг с другом, пучки протонов пройдут 27 км по «рукаву» коллайдера в обоих направлениях. Ожидалось, что эксперимент начнется на этой неделе, но планы работ будут пересмотрены. Об этом сообщает BBC News.

Специалисты Европейского организации по ядерным исследованиям (CERN) сообщили, что в субботу было обнаружено «неустойчивое короткое замыкание» в коллайдере. Оно может отразиться на работе одного из электромагнитов, находящегося в секторе 3–4. К слову, он находится рядом с сектором 4–5, который уже вызывал ошибку в 2008 году, когда эксперимент только начинался. Он приводил к «фальстарту» частиц. Однако короткое замыкание — более сложная проблема.

Специалисты CERN пояснили, что магниты были охлаждены практически до состояния абсолютного нуля по шкале Кельвина (–273 С). Для ремонтных работ магнит потребуется разморозить и затем опять охладить. На это может уйти от нескольких дней до нескольких недель, как сообщили в CERN 24 марта.

По словам специалиста CERN Фридерика Борди (Frederick Bordry), любая криогенная установка требует времени. Работа, на которую в обычной машине может уйти несколько часов, в «холодной» может занять до нескольких недель. Ученые также подчеркнули, что график работы остается гибким, однако планы относительно «шага два» в работе крупнейшего в мире ускорителя элементарных частиц по-прежнему в силе.

Физик Рольф Хейер (Rolf Heuer) говорит, что промедление в несколько недель по сравнению со всей историей поиска человеком принципов устройства бытия — лишь мгновение ока. Он уверен, что «шаг два» будет успешным. Действительно, на второй этап работы БАК специалисты возлагают большие надежды. В планах — обнаружение темной материи, дальнейшее наблюдение бозона Хиггса, и, в конечном счете, поиск «новой физики» за пределами стандартной модели.

Сами специалисты CERN даже рады тому, что появится еще немного времени для подготовки. В частности, эксперты еще раз проверят компьютерную программу, которая руководит работой анализаторов БАК. Они надеются измерить физические характеристики мюонов, особых элементарных частиц космических лучей, которые редко проходят сквозь атмосферу Земли и практически не взаимодействуют с материей в естественных условиях. Их удастся получить искусственно внутри БАК.

Напомним, повторный запуск большого адронного коллайдера был запланирован на март 2015 г., а в мае должны были начаться эксперименты по исследованию темной материи. Однако в связи с возникшими проблемами, работа будет отложена на некоторое время. О дальнейших планах БАК сообщит наш портал.

Ранее портал Научная Россия писал о планах по расширению БАК, а также о строительстве российского коллайдера NICA.