25 апреля – праздник пингвинов и ДНК

В этот день в 1953 году была опубликована первая статья по молекулярной структуре нуклеиновых кислот; также он отмечается как Всемирный день пингвинов

Ровно 60 лет назад, 25 апреля 1953 года, в журнале Nature была опубликована статья американских учёных Джеймса Уотсона и Френсиса Крика «Молекулярная структура нуклеиновых кислот: структура дезоксирибонуклеиновой кислоты», а также ещё несколько связанных статей, считающихся первыми в мире научными работами по молекулярной биологии. В этот же день в 2003 году было объявлено о том, что проект по расшифровке человеческого геному близится к завершению, и по решению Конгресса США впервые был отмечен праздник – День ДНК, или День молекулярной биологии. С 2012 года он отмечается рядом организаций как Всемирный или Международный день ДНК.

Сегодня одно из ключевых направлений в молекулярной биологии – изучение пространственной структуры генома. Раньше молекулярные биологи описывали работу генов, принимая во внимание лишь расстояния между ними вдоль цепочек молекул ДНК. Но в реальности в клеточном ядре ситуация иная.

«В последние годы стало очевидно, что разные элементы, регулирующие работу генов, и находящиеся далеко друг от друга на молекуле ДНК, могут находиться очень близко в ядре. Например, два элемента ДНК могут разными способами «подтягиваться» друг к другу, влияя на активность конкретных генов, а разделяющие их участки – выпетливаться, не участвуя в регуляции работы этих генов. По существу, сейчас происходит осознание того, что генетические механизмы в клетке работают на уровне пространственного взаимодействия элементов между собой. К тому же эти взаимодействия являются динамическими – жёсткой, фиксированной картины такой работы генома нет. Поэтому можно говорить, что геном «дышит», – поясняет заведующий лабораторией структурно-функциональной организации хромосом Института биологии гена РАН Сергей Разин.

Кроме того, 25 апреля отмечается как Всемирный день пингвинов. В этот день в различных странах проводятся мероприятия, посвящённые проблемам сохранения птиц, которых называют «хозяевами Антарктиды». В мире насчитывается 18 видов пингвинов, и они обитают не только в южном полярном районе планеты, но также в южной части Австралии, в прибрежных водах Новой Зеландии, Южной Африке, по всему побережью Южной Америки от Фолклендских островов до Перу и даже на Галапагосских островах вблизи экватора. Три вида – хохлатый пингвин (Eudyptes sclateri), великолепный пингвин (Megadyptes antipodes) и галапагосский пингвин (Spheniscus mendiculus) – в начале XXI века были признаны находящимися на грани вымирания, ещё семь видов находятся в опасности.

В нынешнем году накануне Всемирного дня пингвинов в России произошло весьма значимое с точки зрения природоохранной деятельности событие – открытие представительства «Антарктического альянса» (Antarctic Ocean Alliance, AOA), объединяющего более 30 общественных экологических организаций и множество известных людей по всему миру. Главная цель этой ассоциации – сохранение биоразнообразия в Южном океане; в частности, она выступает за создание крупнейших по площади морских заповедников в море Росса и Восточной Антарктике.

Из праздников, имеющих значение для науки, 25 апреля отмечается также Всемирный день борьбы с малярией. По данным на 2012 год, хотя уровень смертности от этой болезни с 2000 года снизился более чем на четверть, каждую минуту в мире от неё умирает один ребёнок. Дефицит финансирования борьбы с малярией в прошлом году составлял 3,2 миллиарда долларов США. Между тем лечение одного человека противомалярийным препаратом стоит всего один доллар, а противомоскитная сетка, которая может защитить сразу нескольких детей – порядка пяти долларов.

«Сейчас самое время сделать рывок, с тем, чтобы добиться гораздо большего успеха. Сведение показателя смертности от малярии почти к нулю – это одна из главных приоритетных задач программы действий, объявленной мною на следующие пять лет», – заявлял тогда генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Подготовлено по материалам агентства РИА Новости и открытых источников