Герань для аллергиков

Генномодифицированная пеларгония не имеет пыльцы, а цветки у неё ярче

Исследование испанских учёных показывает, как изменение двух генов бактерий продлевает жизнь растению и препятствует образованию пыльцы. Об этом сообщает издание e! Science News со ссылкой на журнал BMC Plant Biology.

Пеларгонию семейства гераниевых (нередко в обиходе именуемую просто геранью) в Европе выращивают с XVII века, и она до сих пор остаётся одним из самых популярных комнатных растений. Садоводов она привлекает ранним и длительным цветением, устойчивостью к вредителям и болезням.

Учёные из Института молекулярной и клеточной биологии растений (IBMCP) и компании  BIOMIVA S.L. внесли изменения в геном Agrobacterium tumefaciens – бактерии, которая ответственна за заболевание растения корончатым галлом. Ген, кодирующий фермент изопентенилфототрансферазу (ipt), был изменён таким образом, чтобы содержание цитокининов – гормонов растений – выросло, а старение, следовательно, замедлилось. Другой ген был настроен на избирательное уничтожение пыльников цветка.

Модифицированная ДНК была внедрена в клетки пеларгонии зональной бактерией, которая затем интегрировалась в геном растения. Из трансгенных клеток затем были выращены новые растения. Пеларгония с изменёнными генами оказалась меньше в размерах, но с большим количеством ветвей и листьев, чем обычная. Её цветки оказались более яркими, а избыток цитокинина в листьях должен позволить такому растению жить дольше.

«Фермент ipt увеличивает лимитирующую скорость реакции биосинтеза цитокинина в растениях. Дополнительный ipt, внесённый трансгенным путём, даёт больше цитокинина и предотвращает старение растения. Кроме того, использование воздействующего на пыльник промотора, взятого у гороха, активизирующее экспрессию гена бактерии (рибонуклеазы), противодействует развитию мужских клеток-предшественников в пыльниках, и в итоге получаются цветки без пыльцы», – объяснил один из авторов исследования Луис Каньяс (Luis Cañas).

ibmcp аллергия генная инженерия цветы