Материалы портала «Научная Россия»

Парусник «Лефорт»: Балтийская легенда, открытая для посещения

Парусник «Лефорт»: Балтийская легенда, открытая для посещения
Команда поисковиков Международного подводного поискового проекта «Поклон кораблям Великой Победы» совместно с ОАО «АК «Транснефть» и Русским географическим обществом реализовали исследовательский проект по изучению боевого корабля Императорского флота Рос

Инициатива создания виртуального музея была высказана сразу же после обнаружения парусника и предложена Президенту России В.В. Путину во время его визита на остров Гогланд.

Теперь, меньше чем через год после обнаружения на дне Балтийского моря линейного корабля «Лефорт», все пользователи интернета получают возможность совершить первую виртуальную экскурсию на корабль и прикоснуться к истории XIX века на сайте www.lefortship.ru    3D  модель 

Это первый виртуальный музей столь высокого уровня, доступный пользователям всемирной сети. Участники Международной экспедиции «Поклон Кораблям Великой Победы» уверены, что такой музей, с одной стороны, убережёт объект от разграбления и разрушения, а с другой – позволит при помощи современных цифровых технологий сделать его доступным в интернете для широкого круга зрителей.

Организаторы проекта и дайверы экспедиции сегодня в рамках пресс-конференции   расскажут о планах и перспективах его развития. В 2014 году проекту «Поклон Кораблям Великой Победы» исполняется 10 лет!

Линейный корабль Императорского Балтийского флота «Лефорт» обнаружен экспедицией «Поклон кораблям великой Победы-2013», проводившейся при поддержке ОАО «АК «Транснефть», 4 мая 2013 года при обследовании гидролокатором дна Балтийского моря севернее острова Большой Тютерс. Обнаружение «Лефорта» произошло параллельно с поисками погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-320. Эта экспедиция была включена в перечень благотворительных проектов «ОАО «АК «Транснефть», посвящённых сохранению истории и исторических памятников России.

В результате первой серии подводных исследований легендарного парусника нашими экспертами были опровергнуты некоторые версии о причинах его гибели. Участники проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» продолжают изучать на дне Балтики найденный ими объект.

Линейный корабль «Лефорт» относился к линейным кораблям 84-пушечного ранга типа «Императрица Александра». Всего 8 линейных кораблей этого типа было построено в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе в период между 1826-1844 гг.

09 сентября 1857 года (22.09.1857 по нов. стилю), воспользовавшись попутным юго-западным ветром, отряд в составе однотипных линейных кораблей «Лефорт», «Владимир» и «Императрица Александра» вышел из порта Ревель в порт Кронштадт для перехода на зимовку в связи с окончанием летней компании.

Утром 10 сентября ветер переменился на северный со шквалами и снегом. Переходя с галса на галс, эскадра пыталась удержаться на месте между островами Гогланд и Большой Тютерс. Примерно в 7.30 утра, во время очередного поворота на новый галс, порыв ветра положил «Лефорт» на левый бок. Проведя некоторое время в этом положении, корабль опрокинулся и исчез под водой.

Никто не спасся, с кораблем утонули командир - капитан 1-го ранга Кишкин, 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей, всего 826 человек.

До гибели в 1994 году пассажирского парома «Эстония», гибель «Лефорта» была самой крупной морской трагедией на Балтике в мирное время.

Эта трагедия всколыхнула весь мир. Соболезнования семьям погибших шли со всей России и из многих стран Европы. Писатели, поэты и художники посвятили трагедии множество произведений искусства. Всем известно полотно великого художника И. Айвазовского созданное мастером под впечатлением от известия о трагедии (1858).

Лефорт — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 9 (31) августа 1835 года. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны, но в боевых действиях не участвовал.

Ранним утром 10 сентября 1857 года[3] «Лефорт» в составе эскадры из трех линейных следовал из Ревеля в Кронштадт на зимовку. К рассвету, около 5 часов утра, корабли находились севернее острова Большой Тютерс и шли правым галсом, имея дистанцию друг от друга 0,5-2 мили, причём «Лефорт» шел вторым в ордере. Около 7 часов утра корабли начали поворот фордевинд на левый галс, и в момент поворота внезапным шквалом «Лефорт» накренило на левый борт. Некоторое время он находился в положении на борту, причем его правый борт был усеян людьми, а затем примерно в 7 часов 23 минуты корабль окончательно погрузился в воду. Два остальных корабля, «Владимир» и «Императрица Мария», помочь ничем не могли, так как сами почти 53 часа пытались выстоять в шторме.

Как пишут историки, причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчёты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трёх основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля вызваные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжелых грузов на орудийных палубах.[4]Также утверждалось, что корпус корабля не был нормально проконопачен, а груз был слишком мал, и неправильно расположен.[5] Кроме того, было предположение, что орудийные порты оставили открытым, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха для пассажиров — это, возможно, способствовало гибели корабля, так как вода могла залиться через открытые порты, когда корабль накренился.[6]

В кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года паромаEstonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время[7].

Поиски судна

«Лефорт» найден на дне Балтийского моря 4 мая 2013 года Международной подводной поисковой экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы-2013» под руководством Константина Богданова[8][9]между островами Гогланд и Большой Тютерс.[10] Экспедиция искала советскую подводную лодку Щ-320, которая погибла в годы Великой Отечественной войны. Уже первые осмотры погибшего кораблям потрясли дайверов экспедпции: на верхней палубе прекрасно сохранились главный штурвал, одна из шлюпок, пушки-каронады в ютовой надстройке и личные вещи экипажа.[11] В конце июня 2013 года началось подробное обследование судна специальной экспедицией «Поклон Кораблям Великой Победы»[12].

​ LEFORT

 

См. также

​ Крупнейшие морские катастрофы XIX века

Примечания

http://www.regnum.ru/news/1656594.html - вместо подлодки экспедиция нашла парусник «Лефорт»

К вопросу о гибели корабля «Лефорт»

Lefort (Лефорт) (+1857)  (англ.)

Рейнфельдт А. Г. К вопросу о гибели корабля «Лефорт» //Изучение памятников морской археологии. — СПб., 2004. — Вып. 5. — С. 11-23.

Lefort at Wreck.FR website accessed September 24, 2009

На дне Балтийского моря нашли линкор, затонувший 156 лет назад

Экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы 2013» обнаружен парусник «Лефорт», затонувший в 1857 году

Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» раскрыла тайну гибели линейного корабля русского флота «Лефорт»

На дне Балтийского моря найден российский парусник «Лефорт» середины XIX века 07.05.13 17:58 Interfax, Russia  (рус.)

Открыта тайна Балтики, которой полтора века

Экспедиция русского географического общества приоткроет завесу тайны над крупнейшей морской трагедией Балтики — РИА Новости

http://www.regnum.ru/news/1682533.html - Экспедиция «Поклон Кораблям Великой Победы-2013» опровергла версии гибели корабля «Лефорт»

 

боевой корабль императорского флота россии xix века лефорт виртуальная экскурсия виртуальный музей команда поисковиков международного подводного поискового проекта поклон кораблям великой победы русское географическое общество

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий