Разработана методика ранней диагностики болезни Паркинсона

Обнаружить болезнь Паркинсона на достаточно ранней стадии можно по тестам на скорость и координацию глаз, головы и рук

Учёные из лаборатории нейрокибернетики Научного центра неврологии РАМН под руководством доктора биологических наук Бориса Базияна нашли ранние признаки болезни Паркинсона. Разработанные ими методы основаны на анализе скорости и координации движений глаз, головы и рук пациентов. Они позволяют обнаружить недуг до того, как разрушение нервных клеток достигнет критического уровня, пишет автор портала «Науки и технологии России», ссылаясь на «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины».

Болезнь Паркинсона развивается в результате гибели нейронов одного из отделов мозга – чёрной субстанции. Деградация клеток вызывает дефицит нейромедиатора дофамина и приводит к разнообразным двигательным нарушениям. Первые признаки болезни проявляются, когда 60 % нейронов чёрной субстанции уже погибло. Специалисты НЦН РАМН пытаются «поймать» болезнь на более ранней стадии, когда пострадало только 40–50 % клеток.

Поскольку болезнь Паркинсона относится к так называемым болезням движения, исследователи разработали и опробовали тесты, основанные на определении длительности, точности и латентном периоде отдельных движений глаз, головы и рук человека. В исследовании приняли участие 57 пациентов с начальными стадиями болезни, получавших лечение, и 52 здоровых человека. Средний возраст больных составил 57 лет, контрольной группы – 56 лет. Участники исследования выполняли тесты на запатентованном аппаратно-программном комплексе, разработанном в НЦН: они переводили взор от центральной точки к периферии, не двигая при этом головой; следили за движущейся точкой, поворачивая голову; переводили курсор рукой к мишени при открытых и закрытых глазах (по памяти). Кроме того, испытуемые проходили тесты на координацию движений глаз, головы и рук. Исследователей также интересовала способность пациентов удерживать взор на неподвижной мишени или мишени, которая двигается синхронно с движением головы. В каждом случае учёные определяли латентный период, то есть задержку, скорость и точность движений.

Оказалось, что у пациентов с болезнью Паркинсона даже на ранних стадиях движения рук, глаз и головы замедленны и менее точны по сравнению со здоровыми людьми. Результат ещё хуже, если больные должны координировать движения глаз и головы или глаз, головы и рук. Им также трудно чётко зафиксировать и удерживать взгляд на мишени. По мнению Базияна, предложенные нейрофизиологические тесты можно использовать для диагностики раннего нейродегенеративного процесса.

Авторы исследования подчёркивают, что тесты нужно рассматривать в совокупности, с учётом их количественных и качественных показателей. Применение какого-то одного признака может привести к ложным результатам. Например, сходные изменения параметров движений глаз описаны не только для болезни Паркинсона, но встречаются и при рассеянном склерозе. Чем больше тестов использовать для диагностики, тем точнее она будет. Исследователи продолжают разрабатывать диагностические признаки и надеются, что в итоге создадут набор нейрофизиологических тестов, которые с наибольшей вероятностью позволят обнаружить начало нейродегенеративного заболевания, передаёт портал «Наука и технологии России». Учёные предполагают тестировать в первую очередь людей с генетической предрасположенностью к болезни Паркинсона.

болезнь паркинсона диагностика нейродегенеративные заболевания