От получения лекарства против нейродегенеративных заболеваний, на сегодняшний день неизлечимых, человечество отделяет не такой уж большой отрезок времени; об этом, как передаёт агентство ИТАР-ТАСС, сообщил нобелевский лауреат по физиологии и медицине Стенли Прусинер на форуме «Наука и общество. Новые технологии для новой экономики России» в Санкт-Петербурге.

«У нас есть план по получению этого лекарства», – отметил Прусинер, рассказав затем, что его исследовательская группа в Институте нейродегенеративных заболеваний Калифорнийского университета в Сан-Франциско ведёт работу по трём направлениям.

Первое из них – поиск препаратов, которые бы сокращали в организме количество белков, способных спонтанно образовать прионы (обычные клеточные белки, обладающие способностью превращаться в устойчивые структуры и вызывать смертельные болезни головного мозга у человека и животных). Второе направление – поиск веществ, блокирующих превращение белков в прионы, то запуск механизма болезни. И наконец, получение агентов для уничтожения уже образовавшихся прионов.

Именно за открытие прионов Прусинер получил в 1997 году Нобелевскую премию. По словам учёного, более 30 миллионов людей во всем мире страдают от заболеваний, связанных с дегенерацией ткани головного мозга – болезнью Альцгеймера, Паркинсона, лобно-височной деменцией, болезнью Крейтцфельда-Якоба и амиотрофическим боковым склерозом. Эти болезни в 20 случаях из 100 передаются по наследству, а в 80 – возникают спонтанно. Однако есть и случаи передачи от больного человека к здоровому.

По мнению Прусинера, основной фактор риска возникновения нейродегенеративных заболеваний – обострённая реакция на стрессы в преклонном возрасте (69-74 года), а также черепно-мозговые травмы и удары у спортсменов и солдат. Даже у человека, имеющего генетическую предрасположенность к прионным болезням, они возникают под воздействием некоего спускового механизма, подчеркнул исследователь.