Гигантские «вирусы Пандоры» могут быть внеземной формой жизни

Серия вирусов, обнаруженных в последние несколько лет учёными Европы, заставляет задуматься об их внеземном происхождении

Французские учёные обнаружили гигантский вирус, возможно, внеземного происхождения. Находка получила имя Пандоравируса и существенно расширила представления ученых о мире микроорганизмов. Вирус по размерам в десятки раз превышает аналогичные жизненные формы, существующие на Земле, пишут журналы Nature и Science.

Первое открытие было сделано в 1992 году, когда биологи обнаружили мимивирус. Он обладал очень крупными размерами – около 500 нанометров в диаметре и 1,2 миллиона пар нуклеотидов. Затем в 2011 году Жан-Мишель Клавери (Jean-Michel Claverie) и Шанталь Абержель (Chantal Abergel) открыли ещё более крупный вирус Megavirus chilensis, который заражал и убивал амёб. Он был найден в ходе анализа образцов, собранных у побережья Чили.

Открытие мегавируса подтвердилось, когда точно такого же «монстра» обнаружили у берегов Австралии. Он обладает ещё большими размерами – около 1 микрометра в длину и 0,5 микрометров в ширину, а его геном состоял из 1,9-2,5 миллионов оснований. Под микроскопом мегавирус выглядит как большое тёмное пятно, напоминающее бактериальную клетку. При этом по размерам он даже превышает некоторые эукариотические клетки, что само по себе очень удивительно.

Но размеры – это не единственное, что делает гигантские вирусы уникальными: лишь 7% их генов были известны науке ранее.

«Мы вообще не понимали, что это за гены. Обнаружение гигантских вирусов сравнимо с открытием ящика Пандоры. Мы даже не можем себе представить, что будет с биологией после того, как мы изучим их подробнее», – говорит Клавери.

Интересно то, что места, где можно обнаружить гигантские вирусы, расположены в самых разных точках планеты. Во-первых, это говорит о том, что «мегавирусы» могут быть чрезвычайно распространены в природе, а во-вторых – что они довольно неприхотливы.

Самый интересный случай обнаружения «вируса Пандоры» (Pandoravirus salinus) рассказал Рольф Михель (Rolf Michel), паразитолог из Центрального института при Медико-санитарной службе Германии. Он нашёл гигантский вирус внутри амёбы, которая жила на поверхности контактной линзы женщины, страдавшей воспалением роговицы. «Когда я прочитал работу своих коллег, то понял, что это был пандоравирус. Но я и не предполагал, что вирусы вообще бывают такими!» – рассказывает учёный.

И всё же вирусы Пандоры не обладают признаками клеточных организмов, таких как бактерии. Они не производят собственные белки, энергию через нуклеотид – аденозинтрифосфат и не размножаются с помощью деления клеток. Тем не менее, у них есть несколько ключевых генов и вирусный цикл жизни.

Источник: www.nature.com, www.sciencemag.org