Pandanus candelabrum показывает путь к алмазам Либерии

Ученые обнаружили растение вида Pandanus candelabrum, которое растет только над кимберлитовыми трубками. Этот факт еще требует проверки, но геологи уже надеются пополнить коллекцию поисковых признаков еще одним указателем алмазов.

Ученые из США нашли растение, которое обитает только на почвах кимберлитовых трубках — алмазоносных структурах. Это Pandanus candelabrum — древовидное высокое растение из семейства пандановых, произрастающее в тропиках. Возможно, этот пандан удастся использовать как индикатор для поиска кимберлитов, считают ученые. Результаты этого исследования они опубликовали в журнале Economic Geology, а Science дает популярный пересказ открытия.

Кимберлиты — это глубокие конусообразные структуры в земной коре, наполненные специфическими горными породами (кимберлитами). Считается, что они образовались на местах газовых магматических взрывов, их так и называют геологи — «трубками взрыва». Кимберлитовые трубки содержат большинство мировых запасов алмазов, и центр их добычи — в Африке (ЮАР, Ангола). Именно на алмазоносных месторождениях работал автор открытия Стефен Хаггерти (Stephen Haggerty) из Международного университета Флориды и главный геолог в добывающей компании Джозефа, владеющей лицензиями на добычу в Либерии.

В 2013 году Хаггерти использовал драгу, чтобы взять образцы почвы в болотистой местности Кэмп Альпина. Он искал минералы, указывающие на присутствие алмазов. Хаггерти действительно обнаружил небольшую кимберлитовую трубку 50 метров шириной и пару алмазов в почве над ней. Ученый обратил внимание на растение с воздушной корневой системой, подобной манграм, стволом до 10 метров высотой. Листва остроконечная, похожая на пальму. Вместе с ботаником из королевских ботанических садов Кью в Лондоне им удалось определить, что это — разновидность древовидного растения пандан, Pandanus candelabrum. Ученые полагают, что эта разновидность или подвид растет только на кимберлитовых трубках. Они продолжат исследования в следующем сезоне. Важно, в частности, уметь определять эти растения на аэро- и космоснимках.

Хаггерт полагает, что P. candelabrum произрастает только над кимберлитами. Вероятно, растение приспособилось к богатой магнием, содой и фосфором почве кимберлитов. Растения — это важный поисковый признак для геологов, особенно для районов с густой растительностью — таких как джунгли Либерии. Алмазоносные трубки вообще редки, только одна из десяти содержит достаточно для разработки этих драгоценных камней, а в Либерии их поиски затруднены из-за джунглей. Если гипотеза подтвердится, можно ожидать в определенных кругах всплеска интереса к ботанике.

pandanus candelabrum кимберлитовые трубки кимберлиты пандан