Материалы портала «Научная Россия»

Золотая середина памяти

Как мы запоминаем информацию, почему лентяи и перфекционисты не могут добиться успеха и зачем известный путешественник Федор Конюхов учил

Самая хорошая память у людей со средними способностями. Этот факт установили ученые из Института когнитивной нейрологии СГА. Они провели эксперименты, позволяющие измерить способность запоминать информацию. Вывод: перфекционисты и лентяи запоминают плохо.

Лариса Качалова, директор Института когнитивной нейрологии СГА, к.б.н.: «Не надо настраиваться на суперзадачу!»

Федор Конюхов, заведующий лабораторией обучения в экстремальных условиях СГА, путешественник-исследователь:  «Эверест – настоящая площадка для испытания!»

Владимир Зайцев, видеодокументалист, спецкор телеканала «Первый образовательный»: «Желания учиться в горах нет, хочется просто выживать!»

Эксперимент выглядел следующим образом: испытуемым предъявляли список из 20 пар слов: слово на незнакомом языке и его русский эквивалент. Во время теста велась регистрация электроактивности мозга (ЭЭГ).  Ученые фиксировали показания в состоянии покоя и в момент заучивания слов.

Основной ритм головного мозга –  альфа-ритм (возникает, когда человек находится в состоянии полного покоя). При активной умственной деятельности или при переживаниях, волны альфа-ритма затухают. То есть, например, если человек заучивает слова, то происходит депрессия альфа-ритма, резко падает его амплитуда. 

Ученые смогли соотнести степень депрессии альфа-ритма со скоростью запоминания. Оказалось, что как слишком низкий, так и слишком высокий уровень активации снижают скорость запоминания. Лучший результат при средних показателях.  Говоря простым языком: в любом классе всегда есть ученики-перфекционисты и есть лентяи, которым ничего не хочется делать. Как ни странно, эти два состояния дают один и тот же результат: ученики запоминают плохо.

Для преподавателей подобные исследования очень важны. Ведь они должны выработать методы воздействия на разных учеников. Так вот, чтобы хорошо усваивать новые знания и быть  успешнее, нужно всегда держать себя в так называемой «зоне оптимального функционирования». Сегодня существует довольно большое количество тренингов, которые позволяют человеку повышать уровень самоконтроля и сохранять спокойствие. А значит и лучше усваивать знания.

Наиболее известны БОС-тренинги (БОС-биологически обратная связь). Основа технологии – сеансы, во время которых у пациента регистрируются: артериальное давление, пульс, частота дыхания, температура и так далее. Затем данные поступают в компьютер, анализируются и в форме изображений и звуков предъявляются пациенту. Пациент начинает видеть и слышать свои физиологические реакции, которые обычно не доступны сознанию и с помощью специальных программ учится на них влиять.

Недавно ученые решили проверить работу тренингов и способность человека обучаться в экстремальных условиях. Участие в экспериментах принял известный путешественник Федор Конюхов. В апреле он со своей командой отправился в очередную экспедицию на Джомолунгму-Эверест.

Прямо во время восхождения участники проходили обучение и использовали БОС-тренинги. Исследования показали, что процесс усвоения знаний в экстремальных условиях высокогорья крайне осложнен.  Выбранные для эксперимента курсы СГА «Мир русской поэзии», «Психолого-педагогические основы физкультуры и спорта» могли восприниматься и изучаться испытателями только на высотах  ниже 4000 м.

Наиболее сложным оказалось тестирование памяти по методике ТУЗ (темп усвоения знаний). Яркие пример: команда американцев, которые также участвовали в экспедиции. Им было предложено запомнить несколько простых русских тостов, записанных, в английской транскрипции. Ничего не получилось! Зато горный гид из местной народности шерпа, обслуживавший экспедицию, за два месяца общения научился говорить и понимать по-русски.

В таких экстремальных условиях БОС-тренинги пришлись очень кстати. Участники получили небольшой аппарат «БОС-пульс», который фиксировал состояние организма, а с помощью специальных программ участники снимали психическое и физическое напряжение. После предварительной обработки полученных данных, ученые сделали вывод: в процессе тренингов удалось достигнуть основной цели - оптимизации функционального состояния.

 Ученые утверждают: подобные исследования очень важны. Они доказывают, что когда человек умеет контролировать свои эмоции и сохраняет спокойствие, то он лучше запоминает, лучше обучается и, конечно, становится более успешным.

При подготовке материала была использована информация, предоставленная СГА, авторы фото: Владимир Зайцев - спецкор телеканала «Первый образовательный» и Фёдор Конюхов – путешественник-исследователь.

владимир зайцев лариса качалова федор конюхов

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий