Палеонтологи заполнили «раннемеловой пробел», описав новый вид плиозавра

Студент кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Зверьков в составе международного коллектива ученых описал новый род и вид ископаемой морской рептилии — плиозавра

Студент геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в составе международного коллектива ученых описал новый род и вид ископаемой морской рептилии — плиозавра. Статья с результатами работы опубликована в журнале Current Biology.

«Нового плиозавра назвали Luskhan itilensis, что основано на монгольской мифологии, где Луус-хан — предводитель духов воды, а Итиль — тюрко-монгольское название Волги. Скелет плиозавра был обнаружен в 2002 году в отложениях мелового периода (готеривский ярус раннего мела, около 130 млн лет назад) на берегу Волги в 20 км к северу от Ульяновска», — рассказал Николай Зверьков, один из авторов работы, студент кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Luskhan itilensis был включен в филогенетический анализ (таксон-признаковую матрицу анализировали в программе TNT), результатом которого стало новое эволюционное древо для этой группы рептилий. В родовом древе плиозавров Luskhan занял промежуточное положение между юрскими и позднемеловыми плиозаврами, потому что он сочетает в себе ряд примитивных и продвинутых признаков.

Наличие нескольких уникальных признаков озадачило авторов исследования, в связи с чем пришлось собрать дополнительные данные по морфологии плиозавров и провести ряд анализов. В отличие от всех остальных продвинутых плиозавров, которые традиционно считались без исключения суперхищниками, Luskhan обладал достаточно утонченным черепом с вытянутым ростром и относительно мелкими зубами, что указывает на приспособление к питанию некрупной добычей: рыбой и головоногими моллюсками. При этом Luskhan демонстрирует удивительное сходство в форме черепа и ростра с представителями одной из групп меловых плезиозавров (семейство Polycotylidae).

«Таким образом, новая находка показала, что экоморфологическое разнообразие плиозаврид было шире, а их эволюционная история сложнее, чем считалось ранее. Долгое время почти ничего не было известно о раннемеловых плиозаврах — это время в истории плиозавров принято называть "ранненемеловым пробелом". Однако находки последних лет позволили заполнить этот пробел», — заключил Николай Зверьков.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Ульяновского государственного университета, Ульяновского областного краеведческого музея, Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, Аляскинского университета в Фэрбенксе, США, Королевского Бельгийского Института Естественных Наук, Смитсоновского института, США, и Оксфордского университета.

плиозавр