Палеонтологи выяснили, как у черепах появился панцирь

Пробел в знаниях об эволюции панциря «черепашьего» типа помог закрыть эвнотозавр – древняя рептилия из Южной Африки

Появление черепашьего панциря – одна из загадок эволюции. Однако палеонтологам из Йельского университета удалось разгадать эту загадку, исследовав останки ископаемого ящера эвнотозавра, обитавшего около 260 миллионов лет назад в Южной Африке.

У других позвоночных животных, имеющих очень твёрдый покров, от крокодилов до броненосцев, он развился из окостеневших чешуек на поверхности кожи. Между тем панцирь черепахи является частью скелета и образовался в результате срастания рёбер. Это учёным удалось выяснить только в 2008 году, когда в Китае был найден скелет рептилии возрастом около 220 миллионов лет с полным брюшным панцирем, но без спинного, хотя рёбра в районе спины у него были заметно расширены. Ранее палеонтологам попадались лишь останки черепах, живших 210-215 млн. лет назад, у которых панцирь был уже полностью развит; в то же время молекулярно-генетические модели показывают, что эволюция черепах как отдельной ветви пресмыкающихся началась около 270 млн. лет назад.

Изучив около 45 образцов останков эвнотозавра, исследовательская группа из Йеля под руководством Тайлера Лайсона (Tyler Lyson) обнаружила множество типично черепашьих черт: это и Т-образные в сечении рёбра, и удлинённые спинные позвонки, и отсутствие боковых соединений между брюшными и спинными рёбрами. А кроме того, у эвнотозавра не было мышц в той части туловища, которую у современных черепах закрывает панцирь.

«Мы так и видим эти детали у развивающегося эмбриона черепахи: сначала расширяются рёбра, потом увеличиваются в размере позвонки, и наконец, вырастают костные пластинки по всему периметру панциря», – говорит Лайсон.

Источник: news.yale.edu