Палеонтологи установили причины исчезновения навоза динозавров

Ученые установили, что огромные кучи навоза динозавров могли служить пищей древним тараканам. Эти насекомые играли в мезозойских экосистемах роль современных жуков-навозников.

Результаты исследования, проведенного словацкими специалистами при участии российского энтомолога Александра Прокина,опубликованы в журнале PLOS ONE.

Известно, что крупные растительноядные динозавры производили большое количество навоза. О масштабах этого процесса свидетельствует тот факт, что метан из кишечника динозавров-зауропод оказывал влияние на климат. Однако кто именно утилизировал навоз динозавров, оставалось неизвестным. В наши дни за слонами и другими травоядными млекопитающими «убираются» жуки-навозники, однако в первой половине мезозоя, в триасе и юре, их еще не было.

Авторы статьи предложили на роль древних «санитаров» леса тараканов из вымершего семейства Blattulidae. На протяжении всего мезозоя они были одной из доминирующих групп: их находки составляют 1% от всех найденных ископаемых насекомых мезозоя и примерно 30% от всех тараканов. Что характерно, ареал семейства совпадает с ареалом растительноядных зауропод.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые с помощью томографа изучили образец ливанского нижнемелового янтаря, куда попала личинка Blattulidae вместе с пятью своими копролитами (ископаемыми фекалиями). Сканирование показало, что в тараканьих копролитах содержаться полупереваренные кусочки древесины голосеменных растений. Судя по структуре древесины, прежде чем быть съеденной тараканом, она прошла через кишечник какого-то крупного травоядного животного.

Скорее всего, таким животным был именно динозавр: в ископаемом навозе динозавров находят похожие фрагменты, а больше никто из позвоночных той эпохи не мог переваривать древесные волокна. Вместе с ветками и корой динозавры ели и листья, но их остатки слишком аморфны, чтобы их можно было выявить в тараканьих копролитах.

Исследователи отмечают, что жуки, специализировавшиеся на утилизации навоза, стали преобладать лишь в конце мелового периода, когда динозавры перешли на питание цветковыми растениями. До этого обязанности по «уборке» древнего леса ложились именно на тараканов. В настоящее время за поеданием навоза замечены лишь некоторые виды тараканов, живущие рядом с гнездами птиц.

blattulidae мезозойская эра навоз динозавров