Ученые из НГУ и Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН (Новосибирск) составили наиболее полную на сегодняшний день карту геологических слоев, в которой прослеживаются основные эволюционные процессы — от появления эукариотов до кембрийского взрыва. Об исследовании рассказывает вебсайт НГУ.

Работа стала итогом пятилетних экспедиций на крайний северо-запад Якутии — геологи исследовали обнажения горных пород в поймах рек Оленекского плато, а также скважины Лено-Анабарской равнины. Полученная стратиграфическая летопись — именно так называется подобная карта — поможет не только узнать больше о ходе древнейшей эволюции и процессах, которые привели к появлению современных форм жизни, но и позволит решать практические задачи, связанные с разведкой нефтегазоносных районов в арктической зоне.

Как рассказывает научный сотрудник ИНГГ и один из авторов работы Константин Наговицын, выбор места исследования обусловлен тем, «что именно здесь имеется одна из наиболее полных в мире последовательностей осадочных слоев различных геологических эпох, начиная с периода более 1 миллиарда лет назад. При этом они очень насыщены палеонтологическими находками разнообразных видов живых существ, поскольку в изученном разрезе присутствуют осадочные породы разного состава, идеальные для сохранности остатков совершенно различных групп организмов – крупных и мелких, имевших скелет и мягкотелых» (Читайте на нашем портале о сенсации этого года — обнаружении в этом регионе тел котят пещерного льва исключительной сохранности).

Исследователи выявили последовательность осадочных слоев возрастом от 1 млрд до 521 млн лет и определили их палеонтологический состав. Отметим, что за это время на Земле появились ранние формы животной жизни, а в кембрии (около 540 млн лет назад) произошло внезапное увеличение биологического разнообразия на планете.

За время работы ученым удалось также собрать окаменелые останки представителей древней флоры и фауны: вендских водорослей, достигавших 3 метров в длину, скелеты семейства Cambrotubulus, раковины ранних моллюсков и др.

Ранее портал Научная Россия писал о том, как геологи исследуют кратер от метеорита, который мог быть причиной гибели динозавров.