Команда ученых из Национальной лаборатории в Лос-Аламосе (США), исследовательского центра Институт Сенгера (Великобритания) и других организаций показала, что у курильщиков развивается большое количество мутаций, не свойственных для тех, кто не курит. Больше всего при этом страдают легкие, причем часть мутаций определенно связана с риском развития рака. Статья о результатах исследования опубликована в журнале Science, основные выводы представлены на сайте Института Сенгера.

Исследователи сравнили ДНК в опухолях 2500 курильщиков и 1000 некурящих людей. В итоге, им удалось составить перечень мутаций, связанных именно с наличием пагубной привычки. Выяснилось, что в клетках легких за год курения по пачке сигарет в день накапливается около 150 мутаций. Также в зоне особого риска гортань, там образуется в среднем 97 мутаций, 39 — в клетках глотки, 18 — в клетках мочевого пузыря и 6 мутаций — в клетках печени.

Ученые отмечают, что таким образом показали механизм, повышающий риск развития раковых заболеваний у курильщиков — каждая из мутаций потенциально может приводить к появлению опухолевых клеток. При этом, как показывают результаты, в такой зоне риска не только органы, напрямую соприкасающиеся с дымом, но и на первый взгляд никак не связанные с процессом курения. «Наше исследование показывает, что путь, которым табак вызывает рак, более сложный, чем мы раньше думали», — отметил Майк Страттон (Mike Stratton) из Института Сенгера, ведущий автор исследования.