Пишут об озере Восток сейчас до обидного мало, а то, что пишут, это  — за редким исключением — какие-то огрызки новостей, из которых ничего не понятно. Между тем, открытие озера Восток в Антарктиде под четырехкилометровой толщей льда — это последнее крупное географическое открытие на планете. Его предвидели российские ученые — Андрей Капица (брат прославленного популяризатора Сергея Капицы) и Игорь Зотиков еще в конце 1950-х, начале 60-х годов. Только в 1994 году большому коллективу российских и зарубежных ученых удалось доказать существование озера. Уже много лет наши полярники бурят ледник на станции Восток, чтобы достичь воды. Вот прямо сейчас в эти дни они находятся в Антарктиде и продолжают работу: до воды осталось всего 4 метра. Значимость этого открытия для науки трудно переоценить, и это полностью российский приоритет. И где волна новостей и восторгов?

Наиболее последовательно и информативно о бурении озера Восток пишут журналисты санкт-петербургского бюро ИТАР-ТАСС. С начала экспедиции в ноябре они опубликовали несколько статьей, последнюю из которых — «Ученые готовятся к вскрытию подледного антарктического озера Восток» — я рекомендую для ознакомления с вопросом. Но попасть на главную страницу сайта агентства этой теме, видимо, не суждено. А жаль, ей там самое место, учитывая мировое значение исследования.

Дальше отмечу статью Юрия Медведева в «Российской газете» «Много тайн в ледяной воде», где кратко объясняется, зачем полярники стараются проникнуть в озеро. Для тех, кто боится древних бактерий, рекомендую забавное интервью академика Владимира Котлякова, директора Института географии РАН, в АиФ: «Узнавать свою страну — значит любить её», где ученый успокаивает напуганного журналиста, что опасности для планеты озеро не представляет. На этом обзор оригинальных материалов СМИ по теме озера Восток можно закончить. Наш новостной флагман — агентство «Россия Сегодня» (экс-РИА новости) обходит озеро Восток молчанием. Телеканал Russia Today в ноябре сделал куцый сюжет «Российские учёные в Антарктиде проникнут в древнее закрытое озеро» (по материалам ИТАР-ТАСС) и с тех пор ни слова.

Свежих новостей очень мало, и в основном это перепечатки вышеназванных материалов, искореженные в процессе переписывания. Авторы этих перепечаток не знают, что бурение льда началось не сейчас, оно идет много лет, отчего и дают бесхитростные заголовки вроде «Ученые приступили к бурению озера Восток в Антарктиде». Еще они не знают, что воды озера проникли в скважину уже в 2012 году, из-за чего бурение пришлось остановить и через год начать новый отвод ствола. Если быть точным, то сейчас состоится второе проникновение в озеро (если, конечно, полярникам ничто не помешает). Эту деталь верно указывает в своих заметках ИТАР-ТАСС. Другая распространенная ошибка в перепечатках — неверный возраст изоляции озера Восток. Иногда его путают с возрастом образования озера, иногда — с возрастом оледенения континента. Но чаще новостники ставят возраст с потолка. Тогда как, по оценкам ученых, озеро Восток скрыто ледником примерно 14 миллионов лет назад.

Но хватит критики. Лучше расскажу, где искать новость про озеро Восток и на что обратить внимание. Надеюсь, это поможет журналистам и авторам новостей избежать ошибок и сделать материалы об этом удивительном событии более информативными.

Для начала открою вам «страшную тайну» — экспедицию на озеро Восток проводит Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). К этого последнего есть сайт — www.aari.nw.ru, где раз в несколько дней размещаются прекрасные пресс-релизы о ходе буровых работ на озере. Пусть вас не смущает архаичный вид сайта — таковы веб-представительства почти всех российских научных организаций. Что не мешает ААНИИ публиковать там первоклассную информацию о полярных регионах планеты. RSS у сайта нет, рассылки тоже, так что отслеживать придется прямыми заходами или через один из сервисов, к примеру, Is it updated. Для журналистов ход работ на озере комментирует обычно начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин, но сейчас он, скорее всего, как и все члены экспедиции, находится в Антарктиде, и для нашего брата недоступен. Новости и фотографии со станции Восток регулярно передает сотрудник ААНИИ Алексей Екайкин в своем блоге. На этом, пожалуй, первоисточники новостей о ходе бурения заканчиваются.

У открытия озера Восток очень интересная история. Для общего понимания почитайте обзорную статью Валерия Лукина «У порога неизведанного». Эту статью он написал в конце сезона 2011 года, когда после долгого перерыва бурение к озеру Восток возобновили. Важно знать, что пробурить лед в несколько километров толщиной — сложная задача. Наши инженеры выбрали метод кернового бурения, когда скважину проходят железным буром и вынимают столбики льда. Американцы в Антарктиде бурят иначе — горячей жидкостью, то есть плавят лед. Но для большой глубины эта технология не подходит. Основные направления научных исследований, которые проводят во время бурения, сосредоточены вокруг льда, воды и микроорганизмов. Ученые изучают образцы льда по всей глубине скважины, делают геофизические измерения. Изучая включения минералов во льду, ближе к поверхности озера, который сложен именно озерной водой, ученые узнали о составе донных осадков и предположили, что там бьют горячие ключи. О живых микроорганизмах в озере говорить пока рано, достоверных данных о них нет. За все время работ обнаружили остатки только одной бактерии, она оказалась термофильной, то есть живущей при высоких температурах. Это тоже указывает на источники горячих растворов и газов в озере. За подробностям надо обращаться к Сергею Булату из ПИЯФ, который ищет микроорганизмы во льду озера Восток.

Тема озера Восток — совершенно не избитая. Для журналистов здесь непочатый край работы, если не лениться и искать новых героев, новые сюжеты. К примеру, сайт агентства Байкал24 перепечатал маленькую новость со ссылкой на наш портал и добавил, что «часть работ по анализу проб льда, взятых в 2012 году, проводилась в Иркутске, в Лимнологическом институте СО РАН». Вот вам и указание, где искать новых экспертов и новые подробности этого выдающегося научного прорыва, происходящего на наших глазах.