Отличить альтруистов от эгоистов помогает МРТ

Понять истинные причины желания помогать другому человеку можно анализируя активность его мозга, выяснили психологи.

Психологи из Базельского университета (Швейцария) Себастьян Глут (Sebastian Gluth) и Лора Фонтанези (Laura Fontanesi) показали, как при помощи сканирования головного мозга можно определить мотив альтруистического поведения человека — сопереживание другому человеку или надежда на ответную услугу. Результаты экспериментов описаны в статье в журнале Science, кратко о них рассказывает портал The Conversation.

В этом психологическом эксперименте снова не обошлось без любимого психологами электрического тока. Всех участников эксперимента разделили на две группы. В первой участник ударял своего партнера током и сам чувствовал тот же разряд — предполагалось, что так будет задействован механизм эмпатии, сопереживания. Во второй группе «жертва» была готова платить деньги за то, чтобы получить меньше ударов током — в данном случае у «доброты» был эгоистический мотив.

Далее ученые сканировали головной мозг участников с помощью функциональной МРТ. При этом в момент сканирования им было дано новое задание: разделить между собой и партнером определенную сумму денег. Кроме пар, участвовавших в первом этапе эксперимента, здесь принимали участие и «нейтральные» пары, у которых не было никакого опыта взаимодействия.

Во-первых, вполне ожидаемо результаты анализа показали, что люди были склонны выделять больше денег тем партнерам, которых они на предыдущем этапе били током, в том числе тем, кто платил им, чтобы разрядов было поменьше, чем партнерам, которых они впервые видели. При этом участников, которые забирали большую часть суммы себе, исследователи отнесли к группе «эгоистов».

Наконец, ученые проанализировали особенности активности мозга всех участников и соотнесли их с тактикой поведения в эксперименте. Акцент был сделан на наблюдении за процессами в передней части поясной извилины коры головного мозга, передней островковой коре и вентральном стриатуме — это зоны, ассоциированные с широким спектром функций от эмоций до способности к обучению.

При помощи компьютерного моделирования психологи показали, что сценарии мозговой активности в группах «альтруистов» и «эгоистов» значимо отличаются, прежде всего — на уровне связанности зон мозга. Ученые при этом не берутся на данном этапе интерпретировать конкретные различия и их причины, главный вывод заключается, собственно, в том, что мозг альтруиста и мозг эгоиста функционируют по-разному.

альтруизм вентральный стриатум мрт эгоизм