Крупномасштабный эксперимент по спектральному картографированию галактик в ближней Вселенной, со сложным названием Mapping Nearby Galaxies at Apache Point Observatory (SDSS-IV MaNGA), он же Слоановский цифровой небесный обзор, помог ученым открыть необычный вид галактик — красные гейзеры. Уникальность таких галактик — в том, что молодые звезды в них зарождаются крайне медленно или не зарождаются совсем, из-за чего красные гейзеры похожи на безликие беззвездные пустыни. Специалистам из Токийского (Япония) и Оксфордского (Великобритания) университетов удалось выяснить причину превращения галактик в красные гейзеры — виноваты черные дыры и их воздействие на окружающую межзвездную среду. Результаты работы будут опубликованы в журнале Nature, кратко результаты описаны в пресс-релизе Оксфордского университета.

Ученые описывают процесс вымирания галактик следующим образом: в ядре галактики находится низкоэнергетическая сверхмассивная черная дыра, которая своей энергией разгоняет межзвездный ветер до такой степени, что тот неумолимо нагревает окружающую газовую среду. Горячие окружающие газы не могут остыть и начать конденсироваться в звезды, так и оставаясь в разреженном состоянии и то и дело попадая под атаку реактивных потоков ветра. Сила этих потоков настолько велика, что газ вылетает из центра галактики и покидает область, где еще действует ее гравитация.

Известно, что на этапе своего формирования красные гейзеры были обычными галактиками с активно формирующимися звездами. Однако с течением времени зарождение звезд сходило на нет, превращая перспективную галактику в красный гейзер, которым она обречена остаться до конца своей эволюции. Красными ученые назвали эти галактики потому, что они не испускают излучение молодых голубых звезд (в спектральном классе старые, более холодные звезды отмечаются красным цветом, а молодые и более горячие — голубым). Из скоплений гейзеров формируются космические кладбища, природу которых ученые так долго не могли понять.

По словам ведущего автора исследования, доктора Кевина Банди (Dr Kevin Bundy), невероятные возможности эксперимента MaNGA позволили специалистам не только картографировать галактики на небе, но также и наблюдать за движением звезд и газа внутри них. Таким образом исследовательская группа изучила галактику Акира (Akira) — далекого и постепенно вымирающего красного гейзера. Эволюция Акиры идет по ожидаемому пути: черная дыра в центре галактики запустила беспредельные ветра, и механическая энергия от этих потоков не дает окружающим газам сконденсироваться в звезды.

Наблюдение за Акирой подтвердило результаты исследования MaNGA и окончательно разгадало многолетний парадокс вымирающих звезд. Ученые планируют обращаться к теории красных гейзеров каждый раз, когда они будут сталкиваться с кладбищами галактик, чтобы лучше понимать, кто именно снабжает эти кладбища «постоянными жильцами».

К слову, ранее портал Научная Россия писал о еще одной причине смерти галактик — отсутствию нужного химического сырья для их эволюции, что приводит к тому, что галактика «задыхается».