От нематоды до человека: в Новосибирске создают модель искусственного интеллекта

Компьютерное воссоздание модели работы нейросетей круглого червя заняло 5 лет

Круглые черви – нематоды – считаются одними из самых изученных многоклеточных организмов. У нематоды 302 нейрона, в мозге человека их 80 миллиардов.  И тем не менее, принципы работы нейронных систем одинаковы как для самых примитивных, так и для самых сложных организмов. Понимание  механизмов работы нейросетей этих существ – шаг к созданию модели человеческого интеллекта.

За 5 лет новосибирские ученые  создали первую версию модели нейросетей, которые контролируют сокращение мышц и связаны с движением нематоды.  Пока удалось «оцифровать» только 300 нейронов и 95 мышечных клеток, при этом исследователи сохранили форму и принцип сокращения мышц, а также соблюли пропорции живого организма. Искусственный интеллект так же, как и живой червь, реагирует на свет, температуру, влажность, и можно как бы наблюдать за самостоятельными действиями виртуального существа, которые являются его собственной, не запрограммированной человеком реакцией на изменения условий среды.

"Это (модель нематоды) и будет первый виртуальный искусственный организм, даже можно сказать искусственный интеллект, потому что он полностью копирует поведение живого организма, "воспринимает" мир точно так же, как животное <…> Те открытия и наработки, которые уже сделаны или будут сделаны, создадут фундамент к исследованию систем более сложных организмов, в том числе человека", — рассказал журналистам Сергей Хайрулин - младший научный сотрудник института систем информатики СО РАН.

В отличие от живой нематоды, компьютерная не обладает всеми присущими живому организму функциями – такими, как размножение или пищеварение. Перспективы этих исследований в том, что  теперь необходимо дополнить модель нейросистемы червя и создать модель сенсорной системы всего организма. Это займет около двух лет. Те открытия и наработки, которые уже сделаны, в дальнейшем создадут фундамент к исследованию систем более сложных организмов, включая человека.

искусственный интеллект модели нейросетей нематоды