У 95% людей в микрофлоре кишечника представлены 14 основных групп микробов, составляющих «ядро» человеческой микробиомы. К такому выводу пришли авторы двух международных исследований: одного под руководством профессора Йеруна Раеса (Jeroen Raes) из Левенского университета (Бельгия), и второго под руководством доктора Александры Жернаковой из Гронингенского университета (Нидерланды). Вкратце их результаты пересказывает сайт журнала Science.

Методика обоих исследований была одинаковой: добровольцы (1106 человек в Бельгии и 1135 в Нидерландах) сдавали пробы кала, анализы крови, отвечали на вопросы развернутой анкеты о своем здоровье и образе жизни, а также проходили некоторые дополнительные медицинские тесты. Анализ собранных данных позволил ученым выделить 600 групп микробов, населяющих тела людей, из которых 14, как уже говорилось выше, оказались практически общим «ядром».

Сопоставление состава микрофлоры с результатами других тестов дало также интересные результаты. Ранее считалось, что на состав человеческой микрофлоры влияют в основном такие факторы, как то, был ли человек рожден естественным путем или с помощью кесарева сечения, продолжительность его грудного вскармливания и индекс массы тела. Однако теперь оказалось, что эти факторы в совокупности оказывают только 20% влияния на разнообразие обитающих в нашем кишечнике микробов.

Ключевые же факторы оказались совсем другими. Это лекарства, которые мы принимаем — включая средства от изжоги, антибиотики и статины, — эффективность нашего дыхания, консистенция стула и возраст.

Оба научных коллектива задались целью найти один ключевой фактор, который служил бы хорошим индикатором общего здоровья нашей микробиомы. Результаты оказались различные. Первая, «бельгийская» группа нашла корреляцию между этим показателем и скоростью прохождения каловых масс по кишечнику, т. е. стулом. Второй, «голландский» коллектив выделил другой фактор: это белок хромогранин А, сигнализирующей о стрессогенной активации нервной и эндокринной систем организма. Его пониженная концентрация в крови человека соответствует более разнообразной микрофлоре, пишут ученые.

В любом случае, эти новые данные заставляют во многом пересмотреть существующие представления на состав микробиомы нашего организма и на то, какие факторы на него влияют. Сделанные открытия имеют большую важность и для практической медицины.

Отметим, что во первом («бельгийском» исследовании) приняли участие, в том числе, сотрудники лаборатории теоретической и прикладной функциональной геномики факультета естественных наук Новосибирского госуниверситета Александр Курильщиков и Юрий Аульченко. Они были частью команды, анализировавшей кишечные микробиомы людей методом массового параллельного секвенирования (чтения нуклеотидной последовательности) всего пула ДНК, присутствующего в образце. Такой подход сложнее, чем обычно применяемый в подобных исследованиях метод секвенирования одного небольшого фрагмента бактериальных геномов. Таким образом удалось получить более полные и точные результаты.

Научная Россия регулярно сообщает о новых интересных исследованиях в данной области. Так, недавно нашлась связь между составом кишечной микрофлоры и риском развития астмы у детей. Судя по всему, аналогичная связь существует и с артритом. А в прошлом году российские ученые научились оценивать состав кишечной микрофлоры по результатам анализа крови.