Любимые нами всеми сегодня приправы, такие, как горчица и васаби, смогли появиться благодаря эволюционной «гонке вооружений» между растениями и поедающими их гусеницами. К такому выводу пришел международный коллектив ученых из США, Австралии, Швеции и Нидерландов, под руководством профессора Криса Пайерса (Chris Pires) из университета Миссури. Статью об этом исследовании, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciencesпересказывает сайт UPI.

Растения из семейства крестоцветных начали вырабатывать вещества глюкозинаты, которые придают им острый вкус, миллионы лет назад, чтобы отпугнуть поедающих их гусениц. Однако к первой небольшой порции глюкозинатов насекомые быстро приспособились. Дальше все пошло по нарастающей: растения становились все «острее», по мере того, как гусеницы к этому привыкали. В какой-то момент растения удвоили свой геном, соответственно, генов, отвечающих за синтез глюкозинатов, стало в два раза больше.

Именно этому классическому противостоянию «брони и пушки» мы и обязаны острым вкусом горчицы, редиски и васаби, который так нравится гурманам. «Приправы на самом деле появились совсем не для нас, они имеют эволюционное значение», — подчеркнул профессор Пайерс.

В перспективе результаты этого исследования могут помочь генетикам создавать, во-первых, более вкусные, а, во-вторых, более устойчивые к насекомым-вредителям культурные растения.

Совместная эволюция по принципу противостояния «брони и пушки» часто встречается в живой природе. Например, точно так же на протяжении миллионов лет муравьи-листорезы «воюют» с грибами, используя «химическое оружие».