Остаться сытым и живым

Пережить зиму ― трудная задача для певчих птиц. Как пернатые находят корм в морозы и избегают хищников?

В течение всей долгой зимы у певчих птиц лишь одна задача: дожить до весеннего периода размножения. Всего за одну ночь мелкие птахи могут потерять до десяти процентов своего веса, поэтому в течение дня им надо питаться весьма усердно. Однако перебор веса чреват другой бедой ― он может снизить скорость полета птицы и сделать ее легкой добычей для хорошо летающих хищников, таких как, например, ястреб-перепелятник.

Наблюдение за передвижениями птиц еще совсем недавно были крайне сложной задачей для исследователей.  «Всего каких-то 30 лет назад, когда я сам был аспирантом, такого рода эксперименты казались совершенно невыполнимыми, ввиду их колоссальной технической сложности», ― говорит Рон Яденберг (Ron Ydenberg), директор Центра по изучению экологии (Center for Wildlife Ecology) при университете Саймона Фрейзера (Simon Fraser University) в Британской Колумбии. Однако ученым из Оксфордского университета удалось справиться с этой задачей.

Исследователи прикрепили микрочипы более чем к двум тысячам певчих птиц для наблюдения за их передвижениями. Кроме того, они оборудовали множество кормушек специальными микродатчиками и ежедневно перемещали некоторых из них на новое место. Все это позволило ученым определить, как именно птицы находят себе пропитание.

Оказалось, что каждое утро, покидая свои гнезда, птицы не торопятся накинуться на первую найденную еду, а исследуют расположение каждого источника пищи и качество имеющегося там корма. Не отягощая свой желудок по утрам, мелкие пернатые остаются достаточно мобильными, чтобы успешно спасаться от хищников на протяжении всего светового дня. С наступлением же послеобеденного времени, птицы, вооруженные знанием о местоположении источников еды, наконец-то возвращаются к кормушкам и приступают к трапезе. Таковы, в кратком изложении, результатах наблюдений, опубликованные в журнале Biology Letters группой ученых, проводивших описанные эксперименты.

Этот новый подход представляет собой одну из первых попыток по-настоящему разобраться в том, как именно певчие птицы добывают себе пропитание в природе, сами не становясь при этом мишенью для хищников. «Практически все предыдущие работы основывались либо на теоретических моделях, либо на исследовании птиц в неволе», ― объясняет Дэмиен Фэрин (Damien Farine), который и организовал этот эксперимент, ещё будучи аспирантом в Оксфорде.

По утверждению Рона Яденберга, подобные схемы с использованием микрочипов позволят исследователям изучить и ряд дополнительный вопросов, таких как распространение болезней среди птиц, а также их социальные взаимодействия и когнитивные способности.