Червям-костоедам помогает химия

Черви семейства Osedax используют кислоту, чтобы поедать скелеты рыб и китов

Биологи разгадали механизм питания глубоководных морских червей, кормящихся на скелетах мёртвой рыбы и китов. Как оказалось, беспозвоночные выделяют особую кислоту, которая и помогает им поедать кости.

Черви семейства оседаксов (Osedax), то есть «пожирателей костей», были открыты в 2002 году Институтом аквариумов Монтерей-Бей (США). Пищеварительная система этих животных крайне примитивна, в ней нет даже ротового аппарата. Учёные обнаружили, что переваривать питательные вещества – в частности, жиры – оседаксам помогают живущие внутри них бактерии. Однако долгое время оставалось загадкой, как черви ухитряются поглощать столь твёрдую пищу, не имея зубов.

К скелетам оседаксы прикрепляются особыми органами, напоминающими ризоиды у водорослей. В этих-то «корнях», как выяснили специалисты калифорнийского Института океанографии Скриппса (Сан-Диего) под руководством Сигрид Кац (Sigrid Katz), и содержатся клетки, выделения которых попросту растворяют кость.

«В корневой части клетки очень длинные, и они имеют множество вытянутых в разных направлениях участков. Это существенно увеличивает прикрепляемую поверхность и позволяет выделить большое количество кислоты», – пояснила Кац.

За 10 лет открыто 17 различных видов оседаксов. Некоторые живут в Северной Атлантике вблизи скандинавского побережья, другие – в Тихом океане, у берегов Японии и Калифорнии.

Помимо необычного способа питания, эти черви интересны ещё и тем, что не являются полными гермафродитами, но практически все крупные организмы у них – самки. Самцы живут внутри женских особей, оставаясь в личиночном состоянии.

Источник: Элла Дэвис (Ella Davies), BBC Nature