Установлено время появления светочувствительных белков сетчатки

Опсины, белки сетчатки, появились у животных 700 миллионов лет назад и после этого мало модифицировались

Опсины, светочувствительные белки в клетках сетчатки, появились раньше и прошли через меньшее число генетических изменений, чем полагали ранее. Статью об этом опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences учёные из Ирландского национального университета в Мейнуте и Бристольского университета.

Учёные применили методы компьютерного моделирования, чтобы прояснить истоки опсинов у животных. Они представляют собой загадку, потому что до сих пор слабо понятны филогенетические связи между первыми животными, у которых появился опсин.

Специалисты проверили все гипотезы об эволюции опсина по последним данным, включая генетическую информацию о новооткрытой группе губок Oscarellac armela и о стрекающих – они обладали первыми в истории животных глазами.

Получилось, что общий для всех опсиновый предок появился около 700 миллионов лет назад. Но этот белок был «слепым». Только после некоторых генетических преобразований, которые продолжались около 11 миллионов лет, они получили способность различать свет.

«Главное в нашем исследовании – что мы проследили истоки зрения, и оказалось, что оно у животных появилось только один раз за время их эволюции. Это потрясающее открытие, потому что это значит, что теперь понятно и как и где появилось зрение человека», – считает руководитель проекта Давиде Пизани (Davide Pisani).

Источник: www.bristol.ac.uk