Определен источник низкочастотных колебаний в дневной магнитосфере Земли

Выяснилось, что эти колебания вызываются быстрыми плотными потоками плазмы, так называемыми плазменными джетами.

Ученые из НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ показали, что низкочастотные геомагнитные пульсации вызываются проникновением в дневную магнитосферу Земли быстрых и плотных потоков плазмы — так называемых плазменных джетов. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Geophysical Research.

В ходе исследования определен средний поток проникающей через магнитопаузу плазмы — порядка 1029 частиц в день, он сильно варьирует во времени и может достигать значений ~1,5*1029 частиц в час. По словам руководителя исследования Алексея Дмитриева, главный вывод заключается в том, что наблюдаемые плазменные джеты в переходном слое являются важным источником плазмы и нерегулярных низкочастотных геомагнитных пульсаций в дневной магнитосфере.

Ученые проанализировали экспериментальные данные по плазме и магнитному полю, полученные на пяти спутниках миссии THEMIS. Всего было обнаружено более 600 джетов за период с 2007 до 2009 года. Полученная статистика позволила ученым провести анализ механизмов проникновения плазмы и определить ее поток через дневную магнитопаузу. Обнаружено, что проникновение контролируется механизмом импульсной инжекции и эффектом конечного ларморовского радиуса частиц.

Кроме уже полученных результатов работа ученых открывает новые перспективы в исследованиях спокойного солнечного ветра, в частности, межпланетных разрывов и их роли в «спокойных» вариациях магнитосферы и ионосферы.

магнитосфера земли миссия themis низкочастотные геомагнитные пульсации плазменные джеты