Капские вараны (Varanus exanthematicus) дышат как птицы

Новое исследование показало, что капский варан - Varanus exanthematicus - имеет одностороннее дыхание , как у птиц. В 2010 году Колин Фармер из Университета штата Юта и его коллеги обнаружили что аллигаторы дышать в одну сторону . Теперь доктор Эмма Шахн

Ученые установили, что вараны имеют тот же тип дыхания, что и птицы и их близкие родственники. Такой тип дыхания ранее считали исключительным для птиц. Об исследовании написано в журнале Nature и на Web site of Science .

В работе говорится о таком дыхании, при котором воздух по трахее и бронхам не только выходит/входит, но и циркулирует по определённому маршруту. При этом имеются специальные прободающие отверстия между отдельными воздушными мешками. Они выступают как «ниппели», пропуская воздух в обход бронхов лишь в одну сторону. Сделать подобное открытие ученым удалось благодаря компьютерному моделированию воспроизведения на препаратах процесса. Ученые наблюдали движение микрочастиц, находящихся во взвешенном состоянии. Для проверки изначальных данных ученые подсадили датчики потока в легкие нескольким животным. В результате этого учеными было доказано, что вараны действительно имеют однонаправленное дыхание. Впервые тип однонаправленного дыхания обнаружили у птиц, и долгое время это считалось отличительным признаком вида.

Так как циркуляция повышает процент извлеченного кислорода из воздуха, биологи считают, что такой тип дыхания птицы приобрели в качестве инструмента для полёта. Недавно однонаправленное дыхание обнаружили и у крокодилов, следовательно, оно появилось существенно раньше, нежели у птиц. Ученые обнаружили у варанов «птичье дыхание» Открытие у варанов однонаправленного дыхания отодвигает его возникновение до 250 млн. лет назад. При этом ученым нужно вначале исключить конвергентную эволюции, которая гласит о том, что разные типы крокодилов этот признак приобрели независимо. Для этого биологи проведут аналогичные исследования на других пресмыкающихся.

Схема одностороннего дыхания капского варана