Материалы портала «Научная Россия»

Олимпиада НТИ: запуск прошел успешно

Олимпиада НТИ: запуск прошел успешно
В конце апреля лучшие юные инженеры со всей страны боролись за победу в первой командной инженерной олимпиаде Национальной технологической инициативы.

Коптеры взлетели, спутники передали свои сообщения, корабли и автомобили прошли заданным маршрутом — завершается финальный этап Олимпиады НТИ, первой всероссийской инженерной олимпиады школьников, куда приехало около сотни старшеклассников со всей России.

Чтобы оказаться в финале, проходившем в знаменитом лагере «Орленок» на Черном море, ребята прошли серьезный отбор. И теперь предстояло побороться за победу, решая сложнейшие инженерные задачи. Организаторы всерьез волновались, не слишком ли многого они ждут от школьников — ведь никто не учит их в школе настраивать энергосистемы, программировать работу спутников и беспилотных автомобилей. Но они справились.

Первый день финала, по признанию многих участников, оказался самым сложным. Все потому, что начать организаторы решили с индивидуального тура, в котором ребятам предстояло решать задачки по физике, математике и информатике. На лицах — легкое разочарование, всем не терпится быстрее добраться до «классных железок». Но организаторы уверены: хорошего инженера без базовых знаний физики и математики не получится.

На начальных этапах помогает техническое чутье, метод проб и ошибок, талант работать руками, но на следующий уровень так не выйти. «Как раз одна из задач нашей олимпиады — показать детям, что то, что они изучают в школе, не какое-то оторванное от жизни знание, все это очень нужно для решения реальных задач», — говорит один из организаторов олимпиады Алексей Федосеев, сотрудник проектно-аналитической лаборатории Московского политехнического университета (ранее МАМИ).

Название изображения

А «железки», действительно, классные. Во второй день ребята объединились в команды и, наконец, получили возможность покрутить их в руках. Уникальность олимпиады НТИ в том, что школьники решают вполне реальные задачи, которые прямо сейчас решают инженеры в самых крупных высокотехнологичных компаниях. Представители этих компаний здесь, на олимпиаде, ведут для школьников мастер-классы.

Оборудование для работы тоже специально подготовили и предоставили именно они. Пока участники решали задачки, на столах появились наборы от «Спутникс», ООО «Полюс-НТ», ООО «Образование будущего», Copter Express и Лаборатории Аэрокосмической Инженерии МГУ имени М.В. Ломоносова. Вообще, олимпиада НТИ обходится очень дорого, но иначе поставленных задач не решить, говорят организаторы, поэтому проведение не стало бы возможным без участия партнеров и поддержки генерального спонсора — компании РВК.

Никаких готовых решений нет, детям не нужно разгадывать замысел педагогов — им предстоит найти собственное решение задачи. Беспристрастные эксперты лишь фиксируют, получилось или не получилось. Задачи в каждом направлении — или треке, как он здесь называется — свои. Всего треков на первой Олимпиаде НТИ четыре, в каждом работает по несколько команд.

Первый трек — «Интеллектуальные энергетические системы». Участники должны создать надежную и экономичную энергосистему. В их распоряжении ветрогенераторы, дизели, солнечные батареи, аккумуляторы и другие элементы реальных систем, перед ними — модель небольшого поселка с домами, больницами, дорогами. Как построить сети и управлять ими, чтобы никто не остался без электричества, даже если не будет ни ветра, ни солнца. «А мы им еще потом неожиданно отключим центральную ЛЭП», — хитро улыбаются организаторы модуля.

Название изображения

В соседнем помещении работают команды трека «Космические системы». Им предстоит собрать свой спутник с нуля из предоставленных деталей, спроектировать и запустить одну из подсистем, запрограммировать спутник и испытать его на специальном стенде. В кабинете для демонстрации результатов расположилась огромная модель земного шара, рядом с которым можно подвесить спутник на его орбиту, чуть вдалеке — мощная лампа, имитирующая солнечный свет.

Название изображения

Третий трек — «Большие данные и машинное обучение». В распоряжении участников — огромный массив данных социальной сети «Одноклассники», естественно, обезличенный. Задачи касаются предсказаний действий пользователей, сделанных на основе этих данных. К примеру, ребятам предстоит построить алгоритм, который подскажет возможных «друзей» пользователя. Результат оценивается по степени соответствия с реальным списком друзей: чем больше угадал, тем выше балл.

Название изображения

И еще один трек называется «Автономные транспортные системы». Здесь каждой команде нужно настроить работу сразу нескольких «беспилотников». Беспилотный автомобиль должен пройти по трассе заданным маршрутом, корабль — проплыть между препятствиями, коптер — взлететь, а спутник — настроиться на наземный объект и передать сигнал.

Название изображения

Работа кипит с утра до вечера во всех треках. Второй день олимпиады — сборка моделей и первые попытки настройки. Кто-то сидит с отверткой, прикручивая провода, кто-то не отрывается от ноутбука, создавая алгоритм. Подсказок от взрослых никто не ждет, да и подсказать невозможно, ведь готового решения нигде нет. Зато есть возможность пойти на лекцию или мастер-класс эксперта вечером — там тоже никто не даст готовых решений, но можно почерпнуть много идей. Типичная картина: вожатые пришли, чтобы проводить команды на ужин, а ребята обступили эксперта и заваливают вопросами, какой там ужин.

В третий день олимпиады во всех треках первые запуски. Получается пока не все, бурные обсуждения после попытки быстро утихают, все снова за ноутбуками — нужно менять алгоритмы, исправлять ошибки, времени остается совсем мало. Наконец, последний день — время решающих запусков. Борьба развернулась во всех треках, таблицы с баллами команд выведены на экран и можно видеть, как после каждой попытки ситуация меняется в пользу то одной, то другой команды.

В этот день на олимпиаде много гостей — поддержать ребят приехали представители ведущих технических вузов, лидеры образовательных инициатив, компаний-партнеров, всюду на площадках журналисты. «Ребята, мы рассчитываем на вас! Нет, серьезно, вы же будете строить наше будущее!», — кто-то из гостей обращается к школьникам, нависшим над никак не желающим ровно взлетать коптером.

Название изображения

И он все-таки взлетел. Машины, корабли, спутники, энергосистемы — все заработало, как надо. Осталось только наградить лучших. «Сегодня здесь мы вручаем призы тем людям, которые за три дня сделали инженерное устройство, и оно реально заработало», — открыл церемонию награждения проректор по научной работе Московского Политеха (ранее МАМИ) Дмитрий Земцов.

Дипломы и призы получили лучшие команды в каждом из треков и победители в индивидуальном зачете — вот тут и пригодились баллы за решения задач в первый день. Плюсом к призам — по 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ от каждого из трех политехнических университетов-организаторов, Томского, Санкт-Петербургского и Московского (бывший МАМИ), для тех школьников, кто решит продолжать свое образование в одном из них.

Название изображения

На следующий год по предварительным договоренностям треков станет больше, а задачи станут еще сложнее. Но, кажется, наши школьники вполне готовы к такому вызову, и впереди у них еще целый год на подготовку.

P.S. На церемонии награждения организаторы трека «Энергосистемы» с гордостью сказали, что ни у одной команды, в итоге, не случилось отключений потребителей, даже после отказа внешней ЛЭП. Я вспомнила об этом, когда поздним вечером после закрытия олимпиады в нашем гостиничном номере отключился свет, за окном тоже оказалась полная темнота, погасли фонари и окна соседних домов. Весь район был обесточен. Нам и в самом деле необходимо новое поколение сильных инженеров.

инженерия лагерь «орленок» московский государственный университет имени ломоносова московский политех олимпиада нти олимпиады для школьников российская венчурная компания

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий