Коптеры взлетели, спутники передали свои сообщения, корабли и автомобили прошли заданным маршрутом — завершается финальный этап Олимпиады НТИ, первой всероссийской инженерной олимпиады школьников, куда приехало около сотни старшеклассников со всей России.

Чтобы оказаться в финале, проходившем в знаменитом лагере «Орленок» на Черном море, ребята прошли серьезный отбор. И теперь предстояло побороться за победу, решая сложнейшие инженерные задачи. Организаторы всерьез волновались, не слишком ли многого они ждут от школьников — ведь никто не учит их в школе настраивать энергосистемы, программировать работу спутников и беспилотных автомобилей. Но они справились.

Первый день финала, по признанию многих участников, оказался самым сложным. Все потому, что начать организаторы решили с индивидуального тура, в котором ребятам предстояло решать задачки по физике, математике и информатике. На лицах — легкое разочарование, всем не терпится быстрее добраться до «классных железок». Но организаторы уверены: хорошего инженера без базовых знаний физики и математики не получится.

На начальных этапах помогает техническое чутье, метод проб и ошибок, талант работать руками, но на следующий уровень так не выйти. «Как раз одна из задач нашей олимпиады — показать детям, что то, что они изучают в школе, не какое-то оторванное от жизни знание, все это очень нужно для решения реальных задач», — говорит один из организаторов олимпиады Алексей Федосеев, сотрудник проектно-аналитической лаборатории Московского политехнического университета (ранее МАМИ).

Название изображения

А «железки», действительно, классные. Во второй день ребята объединились в команды и, наконец, получили возможность покрутить их в руках. Уникальность олимпиады НТИ в том, что школьники решают вполне реальные задачи, которые прямо сейчас решают инженеры в самых крупных высокотехнологичных компаниях. Представители этих компаний здесь, на олимпиаде, ведут для школьников мастер-классы.

Оборудование для работы тоже специально подготовили и предоставили именно они. Пока участники решали задачки, на столах появились наборы от «Спутникс», ООО «Полюс-НТ», ООО «Образование будущего», Copter Express и Лаборатории Аэрокосмической Инженерии МГУ имени М.В. Ломоносова. Вообще, олимпиада НТИ обходится очень дорого, но иначе поставленных задач не решить, говорят организаторы, поэтому проведение не стало бы возможным без участия партнеров и поддержки генерального спонсора — компании РВК.

Никаких готовых решений нет, детям не нужно разгадывать замысел педагогов — им предстоит найти собственное решение задачи. Беспристрастные эксперты лишь фиксируют, получилось или не получилось. Задачи в каждом направлении — или треке, как он здесь называется — свои. Всего треков на первой Олимпиаде НТИ четыре, в каждом работает по несколько команд.

Первый трек — «Интеллектуальные энергетические системы». Участники должны создать надежную и экономичную энергосистему. В их распоряжении ветрогенераторы, дизели, солнечные батареи, аккумуляторы и другие элементы реальных систем, перед ними — модель небольшого поселка с домами, больницами, дорогами. Как построить сети и управлять ими, чтобы никто не остался без электричества, даже если не будет ни ветра, ни солнца. «А мы им еще потом неожиданно отключим центральную ЛЭП», — хитро улыбаются организаторы модуля.

Название изображения

В соседнем помещении работают команды трека «Космические системы». Им предстоит собрать свой спутник с нуля из предоставленных деталей, спроектировать и запустить одну из подсистем, запрограммировать спутник и испытать его на специальном стенде. В кабинете для демонстрации результатов расположилась огромная модель земного шара, рядом с которым можно подвесить спутник на его орбиту, чуть вдалеке — мощная лампа, имитирующая солнечный свет.

Название изображения

Третий трек — «Большие данные и машинное обучение». В распоряжении участников — огромный массив данных социальной сети «Одноклассники», естественно, обезличенный. Задачи касаются предсказаний действий пользователей, сделанных на основе этих данных. К примеру, ребятам предстоит построить алгоритм, который подскажет возможных «друзей» пользователя. Результат оценивается по степени соответствия с реальным списком друзей: чем больше угадал, тем выше балл.

Название изображения

И еще один трек называется «Автономные транспортные системы». Здесь каждой команде нужно настроить работу сразу нескольких «беспилотников». Беспилотный автомобиль должен пройти по трассе заданным маршрутом, корабль — проплыть между препятствиями, коптер — взлететь, а спутник — настроиться на наземный объект и передать сигнал.

Название изображения

Работа кипит с утра до вечера во всех треках. Второй день олимпиады — сборка моделей и первые попытки настройки. Кто-то сидит с отверткой, прикручивая провода, кто-то не отрывается от ноутбука, создавая алгоритм. Подсказок от взрослых никто не ждет, да и подсказать невозможно, ведь готового решения нигде нет. Зато есть возможность пойти на лекцию или мастер-класс эксперта вечером — там тоже никто не даст готовых решений, но можно почерпнуть много идей. Типичная картина: вожатые пришли, чтобы проводить команды на ужин, а ребята обступили эксперта и заваливают вопросами, какой там ужин.

В третий день олимпиады во всех треках первые запуски. Получается пока не все, бурные обсуждения после попытки быстро утихают, все снова за ноутбуками — нужно менять алгоритмы, исправлять ошибки, времени остается совсем мало. Наконец, последний день — время решающих запусков. Борьба развернулась во всех треках, таблицы с баллами команд выведены на экран и можно видеть, как после каждой попытки ситуация меняется в пользу то одной, то другой команды.

В этот день на олимпиаде много гостей — поддержать ребят приехали представители ведущих технических вузов, лидеры образовательных инициатив, компаний-партнеров, всюду на площадках журналисты. «Ребята, мы рассчитываем на вас! Нет, серьезно, вы же будете строить наше будущее!», — кто-то из гостей обращается к школьникам, нависшим над никак не желающим ровно взлетать коптером.

Название изображения

И он все-таки взлетел. Машины, корабли, спутники, энергосистемы — все заработало, как надо. Осталось только наградить лучших. «Сегодня здесь мы вручаем призы тем людям, которые за три дня сделали инженерное устройство, и оно реально заработало», — открыл церемонию награждения проректор по научной работе Московского Политеха (ранее МАМИ) Дмитрий Земцов.

Дипломы и призы получили лучшие команды в каждом из треков и победители в индивидуальном зачете — вот тут и пригодились баллы за решения задач в первый день. Плюсом к призам — по 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ от каждого из трех политехнических университетов-организаторов, Томского, Санкт-Петербургского и Московского (бывший МАМИ), для тех школьников, кто решит продолжать свое образование в одном из них.

Название изображения

На следующий год по предварительным договоренностям треков станет больше, а задачи станут еще сложнее. Но, кажется, наши школьники вполне готовы к такому вызову, и впереди у них еще целый год на подготовку.

P.S. На церемонии награждения организаторы трека «Энергосистемы» с гордостью сказали, что ни у одной команды, в итоге, не случилось отключений потребителей, даже после отказа внешней ЛЭП. Я вспомнила об этом, когда поздним вечером после закрытия олимпиады в нашем гостиничном номере отключился свет, за окном тоже оказалась полная темнота, погасли фонари и окна соседних домов. Весь район был обесточен. Нам и в самом деле необходимо новое поколение сильных инженеров.