Астрономы увидели будущее Солнца

В Европейской южной обсерватории обнаружили самую старую на сегодняшний день звезду, являющуюся «двойником» нашего светила

Международный коллектив учёных под руководством астрономов из Бразилии на Сверхбольшом телескопе Европейской южной обсерватории (VLT ESO) идентифицировал и исследовал самую старую из известных на сегодняшний день звёзд – двойников Солнца, HIP 102152. Это светило, расположенное в 250 световых годах от Земли, имеет больше общего с Солнцем, чем любой другой из подобных объектов, если не считать того, что Солнце моложе его почти на четыре миллиарда лет. Обнаружение этого небесного тела даёт нам беспрецедентный шанс увидеть, как будет выглядеть звезда, обеспечивающая нашу жизнь, когда «состарится».

«Чтобы лучше понимать, как устроено Солнце,… астрономы десятилетиями искали среди звёзд его двойников. Но найти их удалось очень немного, первый был обнаружен только в 1997 году. Сейчас мы получаем с телескопом VLT спектры сверхвысокого качества и можем изучать эти объекты с очень большой точностью. Это поможет нам понять, является ли Солнце особенной звездой», – говорит руководитель исследовательской группы Хорхе Мелендес (Jorge Melendez) из университета Сан-Пауло.

Звезда HIP 102152 находится в созвездии Козерога, её возраст оценивается в 8,2 миллиарда лет (Солнцу около 4,6 млрд. лет). Наблюдения этого объекта, в частности, позволили Мелендесу и его коллегам найти ключ к долго волновавшей астрономов «загадке лития»: они убедились в том, что количество данного элемента зависит от возраста звезды.

«Мы обнаружили, что на HIP 102152 лития очень мало. Это впервые ясно доказывает, что более старые солнечные двойники действительно обладают меньшими запасами лития, чем Солнце или его молодые двойники. Теперь мы можем быть уверены, что литий в звёздах каким-то образом разрушается по мере их старения и что его содержание на Солнце является нормальным для его возраста», – уточняют учёные.

Помимо этого, и у Солнца, и у HIP 102152 обнаруживается дефицит тех элементов, которые в изобилии присутствуют в метеоритах и на Земле. Возможно, это указывает на существование рядом со звездой в Козероге землеподобных каменистых планет.

возраст звёзд европейская южная обсерватория звёзды солнце