Каменные наконечники копий знал ещё гейдельбергский человек

Как показывают находки археологов, уже предки неандертальцев и современных людей пользовались копьями с каменными наконечниками

В результате совместной работы археологи из Университета штата Аризона, Университета Торонто и Кейптаунского университета установили, что предки человека овладели орудиями с каменными наконечниками примерно на 200 тысяч лет раньше, чем считалось ранее. Находка наконечников копий, изготовленных 500 тысяч лет назад, была сделана на стоянке Кату-Пан-1 в ЮАР. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science.

Оснащение копий наконечниками было одним из прорывов в технологии производства орудий охоты. «Современные стрелки из лука тоже пользуются стрелами с острыми краями. Такие наконечники гораздо эффективнее заострённой палки. Древние люди поняли это раньше, чем мы считали», – сказал соавтор исследования, докторант Университета штата Аризона Бенджамин Сковилл (Benjamin Schoville).

Наконечники, прилаженные к копью, широко известны по находкам каменного века возрастом до 300 тысяч лет. Новое исследование показывает, что они использовались ещё в начале среднего плейстоцена, то есть во времена гейдельбергского человека, которого в последние годы всё чаще называют последним общим предком неандертальцев и современных людей.

«Получается, что технология изготовления копий с каменными наконечниками была разработана ими не параллельно, и не одни научились у других, а просто существовала гораздо раньше. Хотя и неандертальцы, и люди использовали копья с каменными наконечниками, это первое свидетельство, что они появились ещё до или в момент разделения этих двух видов», – пояснил Сковилл.

Функция наконечников была определена путём сравнения их износа с повреждениями современных экспериментальных наконечников, которыми поражали туши антилоп из тонко настроенного арбалета. Такая методика уже применялась при изучении оружия, найденного на Ближнем Востоке и в Южной Африке.

«Когда наконечники используются на копье, их верхушка получает серьёзные повреждения, и видны разломы определённой формы. Повреждения древних наконечников очень похожи на те, которые мы применяли в эксперименте с арбалетом, и маловероятно, что они возникли другим путём», – рассказал специалист по каменным орудиям Кайл Браун (Kyle Brown) из Кейптаунского университета.

Источник: asunews.asu.edu