Нефть могла образоваться не из органики – ИГМ СО РАН

Сибирские учёные нашли тяжёлые углеводороды, смесью которых является нефть, в мантии Земли и алмазах, а также получили их в лабораторных условиях

Учёные нашли тяжёлые углеводороды, смесью которых является нефть, в мантии Земли и алмазах, а также получили их в лабораторных условиях, что поставило под сомнение теорию исключительно органического происхождения «чёрного золота», сообщил РИА Новости директор Института геологии и минералогии (ИГМ) Сибирского отделения РАН академик Николай Похиленко.

Происхождение нефти до сих пор вызывает бурные дискуссии. Большинство учёных являются сторонниками биогенной теории, согласно которой нефть формировалась из остатков живых организмов – по большей части планктона. Гипотезу неорганического происхождения нефти выдвигал ещё Дмитрий Менделеев.

«Мы <…> сделали установку, начали смотреть микро-, на тысячные доли миллиметров, включения флюидные в алмазах. И мы там нашли очень тяжёлые углеводороды, где в молекуле до 16 атомов углерода. Начали смотреть мантийные минералы <…>, тоже нашли тяжёлые углеводороды», – сказал Похиленко.

Кроме того, учёные ИГМ синтезировали тяжёлые углеводороды в установке для выращивания искусственных алмазов. Для этого они взяли обычный мрамор (который является карбонатом кальция с небольшим содержанием карбоната магния), воду и металлический расплав и нагрели их до 1,5 тысячи градусов под давлением в 50 тысяч атмосфер.

«Это принципиально новые данные о возможности образования тяжелых углеводородов в мантии Земли <…> Только надо (в лаборатории) восстановить условия (их образования). Этого не было, это принципиально новый интересный результат. Мы первыми такое сделали», – заявил академик.

«Большой вопрос о неорганическом происхождении нефти. Вот такие тяжёлые углеводороды могут образовываться и в таких вот условиях, на огромных глубинах. Следующий вопрос: откуда (взялась) жизнь? Потому что считалось, что там, на глубине, только метан, ничего другого нет, а если такие молекулы, основа жизни откуда?», – заключил Похиленко.

институт геологии и минералогии со ран неорганическое происхождение нефти нефть