Группа ученых из Германии, Испании и Италии показала в экспериментах на мышах, что в процессе запоминания новой информации в мозге одновременно и формируются новые связи между нейронами и ослабевают уже существующие. Статья об исследовании опубликована в журнале Nature Communications.

Работая с мышами, нейробиологи изучали гиппокамп, область мозга, ответственную за формирование воспоминаний. Информация поступает в гиппокамп по трем разным «путям», и связи между нейронами укрепляются по мере упрочнения воспоминаний. Заблокировав основной «путь», ученые обнаружили, что мыши были более не способны к обучению, к формированию условных рефлексов. Но если информация была уже усвоена до такой блокировки, то воспоминания оставались.

Но более удивительным оказалось другое. Исследователи обнаружили, что связи вдоль этого заблокированного «пути» ослабевали — на это не могла повлиять сама по себе блокировка. Источник этого ослабления был найден: оказалось, что это происходило в момент формирования новых связей.

«Одно из объяснений заключается в том, что существует ограниченное пространство в головном мозге, поэтому, когда вы учитесь, вы должны ослабить некоторые связи, чтобы освободить место для других. Чтобы узнать новое, надо забыть вещи, которые вы узнали раньше», — сказал руководитель исследования Корнелиус Гросс (Cornelius Gross).

Ученые считают, что их открытие может быть, в частности, ключом к пониманию того, как люди забывают травмировавшие их события.