Выдающийся физик, доктор физико-математических наук, профессор, академик Андрей Георгиевич Забродский отмечает день рождения.

Путь в науку начался в Ленинградском политехническом институте, когда А.Г. Забродский индивидуально занимался математической физикой с профессором Н.Н. Лебедевым, а затем проходил дипломную практику в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе под руководством нобелевского лауреата Ж.И. Алферова.

Еще будучи аспирантом, А.Г. Забродский занялся физикой неупорядоченных систем и установил, что в основе эффекта переключения лежит ударная ионизация, осложненная присутствием компенсирующих примесей и различными проявлениями разупорядоченности. Работая над этим исследованием, А.Г. Забродский глубоко погрузился в проблемы прыжкового электронного транспорта, провел необычные эксперименты в области полупроводниковой и ядерной физики и смог уточнить ядерно-физические постоянные «легирующих» изотопов Ge, разработать метод «фермиуровневой спектроскопии» электронных состояний в зоне Ge.

А.Г. Забродскому в работе важен результат. Отвечая в одном из интервью на вопрос о деятельности Санкт-Петербургского научного центра РАН, он отметил: «Нужно создавать что-то материальное, а не обертки для конфет. Чтобы население чувствовало, что ученые объединяются для решения важнейших научных проблем, помогают решить проблемы развития города и области». Андрей Георгиевич применяет это правило и в своей деятельности.

А.Г. Забродский обогатил науку достижениями в области физики конденсированных сред и физического материаловедения. Метод варьирования соотношения между трансмутационными примесями, в котором с помощью фильтров изменяют спектр нейтронов, и выявление неоднородностей состава твердых растворов Si-Ge на основе трансмутации атомов — также разработки А.Г. Забродского. А созданный им метод исследования прыжковой проводимости с переменными энергией активации и длиной прыжка не просто используется во всем мире, но и назван в честь ученого.

В своих исследованиях А.Г. Забродский установил наличие узкой квазищели в плотности локализованных состояний на уровне Ферми в легированных полупроводниках, что характерно для многих неупорядоченных систем. Позже вместе с А.Г. Андреевым открыл аномально узкие кулоновские щели, а с К.Н. Зиновьевой обнаружил, что на языке схлопывания этой щели в критической точке вследствие расходимости статической диэлектрической проницаемости можно описать фазовый переход «изолятор — металл» (ИМ) в легированных полупроводниках.

Среди работ А.Г. Забродского — теоретическое описание эффектов экранирования, зарядовых корреляций, прыжкового транспорта, исследования магнитных свойств в области перехода ИМ. Им также была обнаружена сверхпроводимость в железосодержащих кластерах в стеклах, созданы высокочувствительные бесконтактные методы исследования «грязных» металлов, сверхпроводящих, изоляторных и металлических кластеров, слабых магниторезистивных эффектов и эффектов взаимодействия спинов.

Научная карьера А.Г. Забродского связана с ФТИ им. А.Ф. Иоффе. Под его руководством институт стал одним из ведущих российских научных центров в сфере технологий и «генерации знаний», увеличил на 50% численность аспирантуры. При А.Г. Забродском в Физтехе проводили экспериментальные и теоретические исследования в области астрофизики и физики космоса, завершили проект модернизации первого российского и одного из лучших в мире сферических токамаков — «Глобус-М». Благодаря инициативе А.Г. Забродского появились НИОКР-центр и новая подотрасль энергетики — солнечная энергетика на основе кремниевых гетероструктур.

Коллектив портала «Научная Россия» поздравляет Андрея Георгиевича с днем рождения и желает крепкого здоровья и плодотворной научной деятельности!