В поселке Турьинские рудники Пермской губернии, в семье горного инженера 7 января 1847 года родился будущий геолог Александр Петрович Карпинский. Позже, вспоминая родину, он писал: «Мое детство в родительском доме прошло среди природы Среднего и Южного Урала, разнообразной по рельефу... По вечерам вид звездного неба пробуждал интерес к естественным явлениям».

Карпинский учился в Санкт-Петербурге. Окончив с золотой медалью Петербургский горный институт, он вернулся на Урал, где занимался научно-практической деятельностью. Карпинский работал смотрителем на Миасских золотых приисках, разведывал месторождения каменного угля в Уфимской и Оренбургской губерниях, вместе с профессором Н.П. Барбот де Марни проводил геологические изучения линий железных дорог.

Защитив в 1869 году диссертацию на тему «Авгитовые породы деревни Мулдакаево и горы Качканар», он начал преподавать в Горном институте, где получил звание профессора. В 1882 году Карпинский стал старшим геологом Геологического комитета, через 3 года – директором Горного института, которым руководил 18 лет.

Императорская Санкт-Петербургская академия наук высоко оценила деятельность Александра Петровича. Карпинского избрали в академики, и с 1916 года он возглавил Академию наук.

Александр Петрович Карпинский – основатель русской геологической школы, автор работ по геологии, палеонтологии, тектонике, стратиграфии, петрографии и полезным ископаемым Урала. Он составил сводные геологические карты Урала и Европейской части СССР, которые помогли в изучении теории колебательных движений земной коры и поставили Россию в ряд передовых стран по работе геологической службы.

Основываясь на отпечатках древних растений и окаменевших раковин морских моллюсков, Карпинский открыл артинский ярус на горе Кашкабаш рядом с рекой Уфа. Он первый сделал описание геликоприонов – рода хрящевых рыб, которые жили в каменноугольной и пермской эпохах. Также Александр Петрович создал общую классификацию осадочных образований земной коры, которую приняли во всем мире.

В изучении состава и происхождения горных пород (петрография) Карпинский первый среди русских ученых использовал микроскоп. А в палеонтологии начал применять гистологический метод.

Деятельность Карпинского способствовала созданию Печорской бригады Полярной комиссии АН СССР, которая разработала проект по освоению Приполярной территории. Он включал в себя открытие новых нефтяных и угольных месторождений, что было важным аспектом в планировании экономики страны и развитии ее минерально-сырьевого потенциала.

«То, что сделал А.П Карпинский и организованная им Печорская бригада, выходит далеко за рамки регионального уровня. Это был одновременно и поворот Академии наук к развитию науки не в столицах, а на территории страны, без подобного реформирования Академии наук вряд ли в последующие годы удалось добиться такого взлета науки в нашей стране. В этом и есть главная заслуга, главное достижение президента Академии наук СССР академика А.П. Карпинского», - отметили авторы статьи М. П. Рощевский, Л. П. Рощевская и А. А. Бровина в журнале «Вестник института геологии Коми НЦ УО РАН» 2015. № 5.

Руководство Академией наук Карпинским пришлось на самое трудное время. Благодаря Александру Петровичу, попытка новой власти уничтожить Академию в 1918 году была предотвращена. В письме к В.И.Ленину он написал: «Уничтожение Академии опозорит любую власть». Многое он сделал по спасению академиков от репрессий советской власти.

15 июля 1936 года Александр Петрович Карпинский ушел из жизни в возрасте 89 лет. Его похоронили на Красной площади у Кремлевской стены.

За выдающиеся работы ученых в области геологии в 1946 г. АН СССР учредила премию и золотую медаль имени А.П. Карпинского.

Источники фото: www.ras.ruvisualrian.ru