Найден древнейший из динозавров или их ближайший родственник

Проанализировав кости существа, найденного ещё в 1930-е годы, палеонтологи заявили, что это древнейший динозавр или очень близкий к динозавр

Учёные обнаружили останки существа, которое, возможно, является древнейшим известным динозавром. Размером с лабрадора, но с полутораметровым хвостом, оно обитало на Земле за 10—15 миллионов лет до эорапторов и герреразавров. Таким образом, не исключено, что динозавры появились ещё в среднем, а не в позднем триасе.

«Если Nyasasaurus parringtoni и не древнейший динозавр, то он самый близкий родственник динозавров из всех известных», – заявил руководитель исследовательской группы Стерлинг Несбитт (Sterling Nesbitt) из Вашингтонского университета. Его статья об открытии опубликована в журнале Biology Letters.

«Уже 150 лет предполагается, что должны быть среднетриасовые динозавры, но все свидетельства тому допускают двоякое толкование. Некоторые учёные судили по окаменелым следам, но сейчас известно, что схожие стопы были и у иных. Другие учёные указывали на присущие динозавру характеристики отдельно взятых костей, но это тоже сомнительно, ведь некоторые характеристики развивались у целого ряда разных рептилий без общих предков», – отметил Несбитт.

В данном случае, в распоряжении исследователей оказались одновременно плечевая кость и шесть позвонков. Они определили, что животное могло стоять на задних конечностях, в длину его размеры составляли 2—3 метра, в высоту – 1 метр в холке, весило оно от 20 до 60 килограммов.

Динозавр был назван ньясазавром Парринтона (Nyasasaurus parringtoni) в честь Рекса Парринтона (Rex Parrington) из Кембриджа, который нашёл окаменелости в Танзании ещё в 1930-е годы. Но, как напоминают учёные, неправильно было бы говорить, что динозавры появились в Африке: в те времена ещё существовал протоконтинент Пангея, который раскололся на Лавразию и Гондвану только в конце триаса. Представители Nyasasaurus parringtoni жили в его южной части, то есть в будущей Гондване. «Находка чётко относит место ранней эволюции динозавров и динозавроподобных рептилий к южным континентам», – заявил соавтор статьи Пол Барретт из Музея естествознания (Лондон).

Кости найденного животного обладают рядом характеристик, присущих ранним динозаврам и их близким родственникам. Например, ткани плечевой кости будто бы расположены хаотично, что свидетельствует о быстром росте.

«По костным тканям мы можем сказать, что у ньясазавра было очень много костных клеток и кровеносных сосудов. Среди современных животных подобное встречается только у быстрорастущих – некоторых млекопитающих и птиц. Костная ткань ньясазавра – в точности то, что можно ожидать от животного на этой позиции родового древа динозавров. Это отличный пример переходной формы: ткани показывают, что ньясазавр рос так же быстро, как другие примитивные динозавры, но медленнее более поздних», – объяснила Сара Вернинг (Sarah Werning) из Калифорнийского университета в Беркли, проводившая анализ.

Другой отличительный признак – удлинённый дельтопекторальный гребешок плечевой кости, необходимый для крепления мышц и свойственный всем ранним динозаврам.

Тот факт, что динозавры или их близкие родственники, существовали уже в среднем триасе, имеет большое значение. Он подтверждает мнение о том, что появление динозавров было не внезапным явлением позднего триаса, а частью большой диверсификации архозавров.

вашингтонский университет динозавры калифорнийский университет в беркли музей естествознания палеозоология триасовый период