В НГУ будут выращивать кристаллы для изучения свойств нейтрино

Кристаллы, технология создания которых разработана новосибирскими физиками, сделают детекторы итальянской лаборатории Гран-Сассо чувствительнее и компактнее

В Отделе прикладной физики научно-исследовательской части Новосибирского государственного университета будут выращивать уникальные монокристаллы для изучения свойств нейтрино в Итальянской национальной подземной лаборатории под горой Гран Сассо, сообщает пресс-служба вуза. В настоящее время эта лаборатория использует газовые детекторы весом до 200 тонн, но проводит работу по переоснащению монокристаллическими детекторами, которые будут на порядки чувствительнее и компактнее. Как предполагается, кристаллы селенида цинка, создаваемые учёными НГУ, в этих приборах станут служить одновременно и источником нейтрино, и чувствительным к нему элементом.

«Хорошо, что такая работа по выращиванию кристаллов идёт у нас в университете: так мы сможем привлекать наших студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных к международному сотрудничеству на очень высоком уровне», – отметил руководитель направления выращивания кристаллов в отделе прикладной физики НИЧ НГУ Евгений Галашов.

«На данный момент нашей группой синтезирован селенид цинка по новой методике. Получившийся материал был высоко оценён итальянцами, и теперь нам необходимо вырастить монокристалл для детектора, который будет использоваться для определения свойств нейтрино. Итальянская сторона предполагает, что в случае успеха возможен пересмотр стандартной модели Вселенной, с бозоном Хиггса в качестве первочастицы. Мы со своими технологиями попадаем на самый передовой край исследований окружающей нас материи», – уточнил он.

Сейчас уникальные кристаллы планируется использовать в уже ведущемся под эгидой Евросоюза проекте LUCIFER. Кроме того, по словам Галашова, обсуждается вопрос создания в Италии совместной подземной лаборатории по росту кристаллов, в которой новосибирские учёные и студенты могли бы работать на созданном своими коллегами оборудовании.

Источник: www.nsu.ru