Новый тип лазерных кристаллов, активированных ионами европия, предложили ученые из Новосибирска и Минска

Лазеры, предложенные учеными из Института лазерной физики Сибирского отделения РАН и института физики Национальной академией наук Белоруссии, могут широко использоваться в медицине, биологии, спектроскопии. Есть возможность организовать их производство и в Новосибирске, говорят специалисты.

СО РАН ведет немало интересных исследований с белорусскими коллегами. Национальной академией наук Белоруссии (НАНБ). Работы ведутся и в области ядерной энергетики. Институт теплофизики СО РАН и Объединенный институт энергетических и ядерных исследований «Сосны» работают над системой аварийной защиты водо–водяных ядерных энергетических реакторов. Ученые также разрабатывают концепцию энергоэффективной газокапельной системы и технических требований к ней. Первые расчеты уже проведены, и было доказано: с помощью этой системы можно в два раза снизить температуру реактора. Пока, правда,  это только теоретический эксперимент.

Ученые НАНБ и СО РАН создали технологию и установки синтеза углеродных нанотрубок на различных катализаторах. Такие нанотрубки станут ключевыми компонентами новых композитных материалов.

Интересных результатов достигли ученые Института цитологии и генетики СО РАН и Института генетики и цитологии НАНБ. Одно из исследований касается тритикале – гибрида ржи и пшеницы, обладающего повышенной морозостойкостью, устойчивостью против грибных и вирусных болезней, а также пониженной требовательностью к плодородию почвы. Это поможет в будущем создать позднеспелые сорта тритикале, устойчивые к болезням, полеганию и с увеличенным содержанием белка в зерне.

Кроме того, ученые этих институтов  разрабатывают молекулярно-генетические  и цитологические основы формирования и стабилизации рекомбинантных геномов злаков. Задача проекта вывести сорт, который подходил бы и для климата Белоруссии, и для климата Сибири. Сейчас такой сорт уже практически создан и передан в опытную эксплуатацию.

Лазеры на таких кристаллах могут широко использоваться в медицине, биологии, спектроскопии Исследования ученых помогут создать позднеспелые сорта тритикале, устойчивые к болезням, полеганию и с увеличенным содержанием белка в зерне

Новыми материалами занимаются Институт катализа СО РАН и Институт тепло- и массообмена НАНБ. Ученые совместно создали технологию и установки синтеза углеродных нанотрубок на различных катализаторах. Такие нанотрубки станут ключевыми компонентами новых композитных материалов с уникальными свойствами: высокой прочностью, тепло- и электропроводностью. Применять их можно в автомобильной, космической и другой технике.

Институт физики прочности и материаловедения СО РАН совместно с Институтом механики металлополимерных систем НАНБ создали новые бионейтральные полимерные материалы. В Республике Беларусь на их основе созданы имплантаты для хирургии – клапан сердца, протез стремени среднего уха и шовный материал, а в России – эндопротезы коленного сустава.

институт лазерной физики со ран институт физики национальной академией наук белоруссии лазерный кристалл тритикале