Ученые Массачусетского технологического института разработали способ увеличения тончайших лабораторных образцов тканей, который позволит изучать их под обычным микроскопом. Способ описан в журнале Science.

Существует множество явлений, которые ученым необходимо рассматривать на наноуровне — например, различные формы клеточной активности, развитие злокачественных опухолей, и многое другое. Для этого были разработаны микроскопы со сверхразрешением, но далеко не каждая лаборатория может себе их позволить, и, к тому же, у микроскопов есть так называемый дифракционный предел, который не дает возможности изучать предметы, которые намного меньше длины световой волны, используемой микроскопом.

Сотрудники МИТ предлагают другой способ работы с лабораторными образцами, направленный на улучшение самих образцов, а не микроскопов. Для этого они отмечают те части клетки или белка, которые хотят изучить, с помощью антител, связанных с флуоресцентным красителем. Затем добавляют к образцу полиакриловый гель, после чего убирают белки, соединяющие вместе структуру образца, и промывают образец обессоленной водой. В результате образец увеличивается в сто раз в размерах, и, хотя его белки были расщеплены, но каждая помеченная флуоресцентным красителем часть образца занимает прежнее место в общей структуре, так как они все оказались прикреплены к гелю.

По словам создателей этого метода, они получают таким образом «трехмерный светящийся слепок изначального материала, увеличенный в размерах, но соответствующий изначальной структуре».

Они считают также, что их метод может особенно пригодиться при изучении тканей головного мозга, когда очень часто исследователям надо не только изучить саму ткань, но и очень четко представить, где находятся все ее основные нанокомпоненты.