Новый рекорд удаленности галактик

Скопление галактик CL J1001 находится на расстоянии около 11,1 млрд световых лет от Земли, телескопы зафиксировали его практически сразу после возникновения.

Космическая обсерватория NASA Chandra зафиксировала скопление галактик CL J1001+0220 (сокращенно CL J1001), находящееся примерно в 11,1 млрд световых лет от Земли. Ученые полагают, что поймали краткий момент сразу после образования скопления, сообщается на сайте NASA. Статья опубликована в издании The Astrophysical Journal.

Ядро скопления включает в себя 11 массивных галактик, причем 9 из них находятся на этапе активного звездообразования. В течение года в CL J1001 формируются звезды, эквивалентные примерно трем тысячам Солнц. По словам ведущего автора исследования, Тао Вана (Tao Wang) из Комиссии по атомной и альтернативной энергии Франции, скопление отличается от других не только своей удаленностью, но тем моментом, что застали ученые. «Это удивительный скачок в развитии, никогда не наблюдаемый ранее», — сказал он.

«Похоже, что мы увидели CL J1001 в его решающей стадии развития, в момент, когда из разрозненного набора галактик собрался молодой кластер», — добавил соавтор исследования Дэвид Эльбаз (David Elbaz).

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что эллиптические галактики в подобных CL J1001 скоплениях могут формировать звезды в течение более коротких и более интенсивных вспышек, чем эллиптические галактики за пределами кластера. При этом, видимо, основное звездообразование в этих галактиках происходит после того, как они становятся частью скопления.

[Фото: NASA/CXC/CEA/T. Wang et al]