Новосибирские ученые разогрели плазму до 4,5 млн градусов

Новосибирские ученые разогрели плазму в газодинамической ловушке открытого типа до рекордной температуры в 4,5 миллиона градусов. Достижение позволит создать мощный генератор нейтронов, необходимый для тестирования элементов будущего термоядерного реактора ИТЭР, а также для «дожигания» радиоактивных отходов, сообщают РИА Новости со ссылкой на заместителя директора Института ядерной физики имени Будкера СО РАН Александра Иванова.

В термоядерных установках типа токамак плазма удерживается в тороидальных полых магнитных ловушках закрытого типа. Газодинамическая ловушка, разработанная учеными из ИЯФ, напротив - открытого типа с магнитными пробками на концах. Такие температуры вызывают мощный поток нейтронов, что и является главной целью.

Международный проект ИТЭР осуществляется на базе ведущих мировых термоядерных программ. Его цель - продемонстрировать научную и техническую возможность получения термоядерной энергии для мирных целей. ИТЭР станет первой термоядерной установкой, вырабатывающей тепловую энергию в промышленных масштабах. Тестовый запуск проекта запланирована на 2020 год.

iter высокотемпературная плазма итэр токамак