В Новосибирске создают реактор для выращивания живых тканей в космосе

Получать материалы с новыми свойствами и даже человеческие органы в космосе помогут воздушные вихри, считают в новосибирском «Центре вихревых технологий»

Новосибирские учёные разрабатывают реактор, в котором в условиях невесомости можно будет создавать биологические и химические материалы с новыми свойствами, в том числе живые ткани и органы; предварительные испытания на опытном образце показали, что процесс можно будет реализовать в космосе, сообщил РИА Новости директор ООО «Центр вихревых технологий» Юрий Рамазанов.

«В реакторе происходят биологические и химические процессы, а в космосе в нём можно получить материалы, которые на Земле получить невозможно – ткани, полимеры, кристаллы. Или, например, на МКС жарко, пот вытирается салфетками, если их пустить в оборот, то можно целлюлозу преобразовать в полисахарид, затем в глюкозу. Это делается очень долго, а в реакторе происходит быстрее», – сказал Рамазанов.

По его словам, реактор для ведения биотехнологических процессов в условиях микрогравитации действует по принципу торнадо. Стволовые клетки или микрочастицы перемешиваются внутри установки воздушным вихрем, а условия невесомости позволяют равномерно расти тканям и органам по всем направлениям.

«При отсутствии силы тяжести вода превращается в шар с пузырьком посередине, и её никак не перемешаешь. Мы предполагаем, что наш реактор сможет перемешивать жидкости в космосе. Испытание опытного прототипа на земле показало, что процесс можно будет реализовать», – сказал директор научно-производственной фирмы.

Он отметил, что в данный момент создаётся аппарат для испытаний в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина в летающей лаборатории Ил-76, где имитируется состояние невесомости.

По словам Рамазанова, испытания реактора будут проводиться во второй половине 2013 года.

«Первые испытания покажут, идём ли мы по правильному пути. Они будут недолгими. После посадки самолёта станет понятно, как жидкость перемешивается. Если всё будет в порядке, мы будем дорабатывать аппарат, искать инвестора, пока профинансировало ОАО «Татхиминвест-Холдинг» на 1 миллион рублей», – сказал он.

биотехнологии космическая техника новосибирск отечественные разработки