Ученые из 11 университетов США, под руководством доктора Карен Крэнстон (Karen Cranston) из Дюкского университета создали первое сверхподробное древо жизни, включающее 2,3 млн видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Их эволюционные связи изображены, начиная с момента возникновения жизни на Земле 3,5 млн лет назад. Статью об этом историческом достижении, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, пересказывает сайт (e) Science News.

«Супердрево» было «смонтировано» из 484 более мелких схем, иллюстрирующих эволюцию отдельных групп живого мира — например, насекомых или дрожжевых грибов. Ученые в течение трех лет отбирали самые подробные и актуальные из этих древ из публикаций коллег, а потом загрузили их в компьютер, которые с помощью специально разработанного приложения соединил их в одно.

Созданное в университете Мичигана программное обеспечение позволяет, кроме того, в перспективе уточнять сверхподробное древо жизни, корректируя рисунок отдельных его ветвей в соответствии с новыми результатами исследований. Например, недавно выяснилось, что по крайней мере у птиц эволюционное древо скорее напоминает запутанный куст на уровне отдельных видов и родов.

К тому же, еще далеко не все схемы, иллюстрирующие эволюцию отдельных групп животных, доступны в цифровом виде и могут быть загружены в компьютер для анализа. Многие из них существуют только в виде изображений и PDF-файлов. В результате в созданном американцами «супердреве» эволюция, например, таких семейств растений как бобовые и подсолнечниковые представлена не так, как это сейчас считается правильным.

Одним словом, работы по уточнению «супердрева» еще много, что признает сама доктор Крэнстон. «Считайте его версией 1.0», — сказала она.

Тем не менее, важность данного достижения нельзя недооценивать. В том числе, создание сверхподробного древа жизни поможет пролить свет на возникновение и распространение возбудителей опасных болезней, таких, как грипп, СПИД и лихорадка Эбола.

Отметим, что «супердрево» доктора Крэнстон и ее коллег создано по традиционной схеме, с разделением на царства животных, растений, грибов и микробов. Между тем ей на смену уже идет новое эволюционное древо, основанное на супергруппах, где близкими соседями людей оказались грибы и одноклеточные паразиты. Портал Научная Россия недавно опубликовал статью из двух частей, рассказывающую об этом.