Эволюция 2,3 млн видов на новом сверхподробном древе жизни

Биологи из 11 университетов, с помощью специального программного обеспечения создали беспрецедентно подробное древо жизни, иллюстрирующее эволюцию 2,3 млн видов с момента возникновения жизни на Земле.

Ученые из 11 университетов США, под руководством доктора Карен Крэнстон (Karen Cranston) из Дюкского университета создали первое сверхподробное древо жизни, включающее 2,3 млн видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Их эволюционные связи изображены, начиная с момента возникновения жизни на Земле 3,5 млн лет назад. Статью об этом историческом достижении, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, пересказывает сайт (e) Science News.

«Супердрево» было «смонтировано» из 484 более мелких схем, иллюстрирующих эволюцию отдельных групп живого мира — например, насекомых или дрожжевых грибов. Ученые в течение трех лет отбирали самые подробные и актуальные из этих древ из публикаций коллег, а потом загрузили их в компьютер, которые с помощью специально разработанного приложения соединил их в одно.

Созданное в университете Мичигана программное обеспечение позволяет, кроме того, в перспективе уточнять сверхподробное древо жизни, корректируя рисунок отдельных его ветвей в соответствии с новыми результатами исследований. Например, недавно выяснилось, что по крайней мере у птиц эволюционное древо скорее напоминает запутанный куст на уровне отдельных видов и родов.

К тому же, еще далеко не все схемы, иллюстрирующие эволюцию отдельных групп животных, доступны в цифровом виде и могут быть загружены в компьютер для анализа. Многие из них существуют только в виде изображений и PDF-файлов. В результате в созданном американцами «супердреве» эволюция, например, таких семейств растений как бобовые и подсолнечниковые представлена не так, как это сейчас считается правильным.

Одним словом, работы по уточнению «супердрева» еще много, что признает сама доктор Крэнстон. «Считайте его версией 1.0», — сказала она.

Тем не менее, важность данного достижения нельзя недооценивать. В том числе, создание сверхподробного древа жизни поможет пролить свет на возникновение и распространение возбудителей опасных болезней, таких, как грипп, СПИД и лихорадка Эбола.

Отметим, что «супердрево» доктора Крэнстон и ее коллег создано по традиционной схеме, с разделением на царства животных, растений, грибов и микробов. Между тем ей на смену уже идет новое эволюционное древо, основанное на супергруппах, где близкими соседями людей оказались грибы и одноклеточные паразиты. Портал Научная Россия недавно опубликовал статью из двух частей, рассказывающую об этом.

эволюционное древо эволюция