Новая Земля?

NASA обнаружило «сестру-близняшку» нашей планеты

Как сказал знаменитый изобретатель, писатель и футуролог Сэр Артур Кларк, участвовавший в создании культового научно-фантастического фильма «Космическая одиссея 2001»: «Существует две возможности: либо мы одиноки во Вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасны».

Выяснением вопроса, одиноки ли мы во вселенной, ученые занимаются постоянно. NASA с помощью телескопа Kepler обнаружила экзопланету, которая на данный момент является наиболее похожей на Землю. Эта планета, названная Kepler-186f, вращается вокруг так называемого красного карлика - звезды Kepler-186, которая на 60% меньше и холоднее Солнца. Некоторые СМИ уже окрестили новую планету «сестрой-близняшкой» нашей Земли.

Созвездие лебедя

Созвездие Лебедя, в котором была обнаружена планета, находится примерно в 500 световых годах от Земли. Всего в системе пять планет, но остальные находятся слишком близко к звезде — температура там существенно превышает земную. По словам представителя NASA, Kepler-186f находится в так называемой «обитаемой зоне» (область, в которой, по расчетам, могут находиться планеты со похожими на земные условиями и возможно наличие воды в жидком состоянии). По приблизительным расчетам астрофизиков, Kepler-186f больше Земли на 10%, оборот вокруг своей звезды планета делает за 130 дней, а тепла получает на две трети меньше, чем Земля от Солнца.

Возможность обнаружения жизни на этой планете зависит от разных параметров, и заявления о том, что там могут быть какие-то формы жизни, преждевременны, сообщил доктор наук Института Астрономии РАН Александр Багров.

«Считается, что жизнь может возникнуть на довольно небольшом расстоянии от звезды ― там, где действительно вода может быть жидкой, ― сказал Багров. ― Масса планеты должна быть порядка массы Земли, потому что при слишком большой силе тяжести крупные организмы не смогут возникнуть. Если же масса слишком мала, тогда не возникнет атмосферы. Из самых общих соображений для исследований выбираются именно такие планеты, но тем не менее все заявления о существовании жизни ― это все пока что спекуляции. Мы до сих пор не нашли ни одной другой формы жизни, именно поэтому проблема поиска жизни на Марсе стоит так остро: если мы найдем хотя бы одну неземную форму, только тогда мы сможем понять, что такое жизнь, и в каких формах она может существовать».

Кроме того, звезда, вокруг которой обращается планета, принадлежит к М-классу - это сравнительно холодные красные звезды. Они известны астрономам своей склонностью к вспышкам, которые могут приводить к мощным климатическим катастрофам на поверхности. Для сравнения, Солнце астрономы относят к классу G, объекты такого типа горячее красных звезд почти в два раза.

Так что называть эту планету близнецом Земли не совсем корректно, объяснил в интервью телеканалу PBS Томас Баркли, один из тех, кто обнаружил новый объект:

«Эта планета — Kepler-186f — находится на орбите звезды куда меньшей яркости, чем наше Солнце. Хоть мы и нашли планету, которая по размеру и по количеству получаемой энергии схожа с Землей, она находится на орбите совершенно другой звезды. Так что это скорее не близнец нашей Земли, а ее племянник».

По мнению профессора физики и астрономии Мичиганского университета Фреда Адамса, речь идет о большом шаге в поиске экзопланет, идентичных нашей Земле.

kepler-186 kepler-186f новая земля