«Новая» звезда 1670 года оказалась слиянием двух старых

Международная группа астрофизиков выяснила, что звезда, появление которой было зафиксировано в 1670 году, на самом деле является результатом столкновения двух других звезд.

«Новая звезда», появившаяся около созвездия Лебедя в 1670 году — о ранее неизвестном небесном теле сообщил картезианский монах Пэр Дом Антелм (Père Dom Anthelme) — вероятно, была на самом деле слиянием двух звезд, вращавшихся друг возле друга, по мнению международной группы астрономов. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Ведущий автор статьи Томаш Камински (Tomasz Kamiński), научный сотрудник Южной Европейской обсерватории (ESO) и Института Макса Планка (Германия), говорит, что в течение многих лет этот объект считался новой звездой, более того, пока она оставалась малоисследованной, она выглядела как обычная взрывающаяся звезда. В момент своего появления она была хорошо различима невооруженным взглядом, и яркость ее снижалась в течение следующих двух лет. После этого она появлялась и исчезала вновь еще дважды.

Несмотря на то, что средневековые астрономы вели скрупулезные наблюдения и подробно документировали их, у них просто не было оборудования, чтобы распознать истинную причину странного поведения «новой» звезды. В XIX веке ученые пришли к пониманию того, что большинство новых звезд вызываются взрывом двух тесно соседствующих звезд. Но объект Nova Vul 1670 плохо соответствовал этой теории и поэтому оставался необъясненным.

Впоследствии, даже когда появились мощные телескопы, некоторое время считалось, что от сверхновой не осталось никаких следов. В 1980-х годах команда астрономов обнаружила слабую туманность в месте, где предположительно находилась звезда. Но ученые по-прежнему не могли прояснить природу загадочного события, засвидетельствованного в небе над Европой триста лет тому назад.

Профессор Камински рассказывает, что, исследуя эту область при помощи Эффельсбергского радиотелескопа (Германия), он и его коллеги обнаружили туманность из остывшего газа, богатого молекулами очень странного состава. Астрофизики выявили химический состав туманности и измерили соотношение в ней различных изотопов. В результате они получили довольно подробное описание, которое позволило сделать предположение о том, как этот материал мог появиться. Кроме того, масса остывшего материала оказалась слишком велика, чтобы быть продуктом взрыва сверхновой, да и показатели анализа изотопов отличались от тех, что ожидаются в подобном случае. Соответственно, если в 1670 году наблюдали не взрыв сверхновой, то что же это было?

Ответ оказался столь же простым, сколь и впечатляющим. В результате слияния двух звезд иногда происходит взрыв, который получается более ярким, чем новая, однако менее интенсивным, чем в случае сверхновой звезды. Он называется в астрономии «красным переходом». Это довольно редкое явление, когда вследствие объединения звезды извергают большое количество вещества и энергии в космос, оставляя после себя лишь слабые следы в виде остывшего газа, состоящего из молекул и космической пыли. Звезда Nova Vul 1670 почти идеально соответствует этой модели.

Ранее портал Научная Россия писал об исследовании, согласно которому сверхновые звезды увеличивают количество космической пыли.

nova vul 1670 красный переход слияние звезд