Выдвинута очередная теория образования новых звёзд

Проверить теорию быстро у астрофизиков не получится

Физики-теоретики из Корнелльского университета предложили новое объяснение формированию новых звёзд – которые внезапно становятся яркими, а затем быстро угасают. Статья опубликована в научном издании Astrophysical Journal Letters.

Теория построена вокруг пары старых, компактных звёзд – белых карликов. Их орбиты проходят так близко друг к другу, что силы гравитации создают мощные приливные волны плазмы, разбивающиеся у поверхности звёзд. Этот феномен исследователи назвали обусловленной приливами новой.

Если теория верна, то она станет большим шагом в астрофизике, заявил руководитель научной группы Джим Фуллер (Jim Fuller). «Это важный вопрос, потому что известно множество белых карликов в компактных двойных системах. Они движутся по спирали друг против друга, так что волновые эффекты тут имеют немалое значение, но никто этого не исследовал», – рассказал он.

Исследованные учёными белые карлики оборачиваются очень быстро, меньше чем за полчаса. Из-за их плотности силы гравитации достаточно сильны для противоположного вращения по всё больше заворачивающейся спирали. Гравитация деформирует звёзды, сплющивая их до яйцевидной формы и синхронизируя вращение, что вызывает огромные газовые приливные волны.

Трение, вызванное волновыми силами, производит тепло, которое потенциально больше, чем солнечное. Гипотеза состоит в том, что это тепло хранится в тонком слое водорода, который окутывает белого карлика. Он составляет всего 0,01 % массы звезды, но зато легко испаряется, и тепла волновых колебаний хватает для начала реакции ядерного синтеза. Его тепло, в свою очередь, даёт старт новым реакциям, по сути, серии взрывов атомных бомб.

«Эти реакции ускоряются, пока весь водород очень быстро не сгорает, и это и есть обусловленная приливами новая», – сказал Фуллер. Новая постепенно выгорает, а белые карлики продолжают обращаться и вращаться друг вокруг друга.

Проверить теорию быстро не получится: белые карлики тусклые, их трудно разглядеть. Обусловленные приливами новые могут появляться раз в несколько десятков лет и быть видны всего пару дней. Доказательством теории будет обнаружение двух белых карликов, быстро вращающихся друг вокруг друга без (или с небольшим количеством) водорода на поверхностях и без рентгеновского излучения, которое означало бы обыкновенный способ образования новой.